Практически целый месяц рузаевцы могли любоваться работами знаменитого мордовского художника Юрия Дырина, выставка картин которого и сейчас проходит в Выставочном зале им. И.И. Сидельникова. Картины его написаны в очень необычном стиле живописи – этнофутуризме, который зародился в конце прошлого века на земле финно-угорских народов. Нам удалось встретиться с Ю.А. Дыриным и немного поговорить о его творчестве.

 

- Юрий Александрович, что такое этнофутуризм с Вашей точки зрения?

- С этим термином я познакомился в 1998 году, когда впервые поехал на молодежный финно-угорский фестиваль в Эстонию. Этнофутуристическое течение – это взгляд через призму современного искусства на этническое прошлое различных народов. В конце 90-х и начале 2000-х в Коми, Удмуртии, Перми проходили обобщенные этнофутуристические фестивали «Камва». Кроме самых различных выставок, участники фестиваля могли увидеть сценографии, спектакли и многое другое.

- Чьи картины в этом стиле Вы увидели впервые?

- Только свои собственные - в подобном стиле больше никто не пишет. Несколько картин я написал, обращаясь к мордовскому фольклору и неким этническим моментам.

- Откуда Вы черпаете образы и сюжеты для своих картин?

- Идеи витают в воздухе. Художник, подобно губке, впитывает все, что видит, слышит, познает. У меня принцип такой: я беру остро отточенный карандаш (иногда, в первую очередь, в голову приходит название картины) и начинаю интерпретировать. Постепенно проявляется образ будущей картины. Бывает наоборот – картина готова, а названия нет и мне приходится приглашать искусствоведов, чтобы они придумали название для нее. Образы самые разнообразные: что-то из детства, какие-то элементы восточной эзотерики, деревенские мотивы. Художник сам творит свою мифологию, как в жизни, так и в творчестве.

- В этом зале находится очень загадочная картина «Таинство воплощения», поясните ее, пожалуйста.

- Идея здесь такова: на востоке есть поговорка о том, что не надо обижать ребенка, так как неизвестно, кто из него вырастет. Эта картина - моя виртуальная реальность, которая сначала была в моем сознании, а потом уже воплотилась на холсте. Объяснять картину – это неправильно, ее надо чувствовать так же, как и музыку. Мой любимый художник П. Филонов советовал смотреть на картину от одного угла до другого, причем не делая никаких выводов. Информатика, краски, образы – это и есть объяснение. Любая картина объяснена уже тем, что она написана.

Выставки Юрия Дырина проходили во многих столицах мира. Совершенно необыкновенную популярность они имели в странах Скандинавии. Необходимо отметить, что жители нашего города имеют уникальную возможность практически даром (стоимость билета 5 рублей) приобщиться к искусству этнофутуристической живописи и насладиться живыми красками и загадочной аурой прекрасных сказочных и мистических персонажей. Выставка закрывается 27 марта

Лия САВЕЛЬЕВА