Наш тихий уютный город имеет прекрасное и удивительное историческое прошлое. Большое видится на расстоянии. Спустя время события чувствуются отчетливее, яснее. Мы по-другому воспринимаем то, что скрыто от нас веками. Итак, перенесемся на 230 с небольшим лет назад

Вот из «тьмы былого» отчетливо проступают очертания трехэтажного дома-дворца, хозяином которого являлся Николай Еремеевич Струйский. Он был отстроен в Рузаевке в 1775 году, возвышался среди широкой пойменной равнины реки Инсар, с высокими готическими окнами; обнесен изящной металлической оградой, прикрепленной к каменным столбам. К дому вела дубовая аллея.

Рядом с ним находилась Троицкая церковь, конюшня, флигель, чуть поодаль – избы крестьян.

Старинный храм поражал своей красотой. В нем вся живопись иконная была на итальянский манер, расписывал церковь А. Зяблов, крепостной художник, ученик Ф. Рокотова.

Другая церковь – Покровская, построена намного позже в 1811 году. Отделывал ее старший сын Струйского, Юрий Николаевич. Вице-губернатор Пензенской губернии И.М. Долгоруков вспоминал: «Мало таких храмов видел я по городам и по селам. Думаю, подобного нет по всей России. Красоте зодчества соответствует все прочее. Богатейшая утварь, ризница пышная. Везде золото рассыпано нещадно».

В огромном сельском дворце было много комнат. Особенно выделялись две, предназначенные для приема гостей, потолки которых расписывал А. Зяблов.

Венцом интерьерного замысла Струйского был плафон – художественная роспись на потолке квадратного зала, длиной почти 30 метров. На нем было изображено чудовище, символизирующее пороки, и богиня мудрости, покровительница искусств, ремесел и законов Миневра, олицетворявшая Екатерину II.

Известны такие подробности строительства дома: кирпич обжигался недалеко от Пайгармы в мастерских. На расстоянии 7 километров устанавливались рядами крепостные и передавали кирпич из рук в руки, а по окончании работы шедшим из Пайгармы в Рузаевку крестьянам  давалось на дорогу 2-3 кирпича.

На крышу дома ушло довольно много железа, из-за чего Струйскому пришлось расстаться  со своей подмосковной деревней в 300 душ.

К усадьбе примыкал большой тенистый парк с аллеями елей и лип, регулярный и английский сад; в конце парка находился большой каменный корпус зимнего сада, с танцевальным залом в стиле барокко, оранжереей и теплицами.

Нельзя не сказать и о двух прудах, дно которых было выложено мрамором, и в водах которых плавала форель.

Рузаевка славилась также своей типографией. О высоком качестве печатных изданий знала даже Екатерина II. Она хвасталась ими перед иностранцами, а Струйскому в награду подарила бриллиантовый перстень.

Здесь в усадьбе у Николая Еремеевича и Александры Петровны Струйских родилось 18 детей, из которых выжило только 8 человек.

С отменой крепостного права усадьба стала приходить в упадок. В 1886 году ее за бесценок продали Пайгармскому женскому монастырю. Сад был вырублен, землю вспахали, единственно осталась церковь Покрова, на поддержку которой оставлен капитал одной из Струйских.

Наиболее ценные вещи – картины, типографские раритеты – Струйские вывезли в Москву;  богатая домашняя библиотека обрела, по-видимому, новых хозяев.

В 1920-е годы разрушен каменный склеп, где покоился прах Н.Е. Струйского, его жены и старшей дочери.

Покровская церковь разобрана в 50-е годы XX века.

Чуть-чуть жизнь теплится в прудах, остатках вековой истории.  Так хочется, чтобы жизнь в них не угасла, чтобы люди могли прийти туда и насладиться живительной прохладой, почувствовать себя свидетелями исторического прошлого нашей малой Родины.

Жаль, что теперь от рузаевского дворца не осталось и камня на камне. Зачем его разрушили? На этот вопрос, к сожалению, уже никто не сможет ответить. А мы, потомки, должны приложить все усилия, чтобы сохранить частичку великолепной усадьбы Струйских.

Совет музея А.И. Полежаева

МБОУ «СОШ