Наш город железнодорожников всегда гордился рабочими династиями, простыми тружениками, на защите социальных интересов и прав которых неизменно стояли профсоюзы. Отделенческая профсоюзная организация была создана в 1946 году. В разные годы райпрофсож возглавляли люди, преданные профсоюзному движению, такие, как В.Е. Клянчин, В.М. Камышников, Н.Д. Тимарь. 21 год (с 1973 по 1994 гг.) райпрофсожем, вплоть до ухода на пенсию, руководил Н.Н. Бондюк, кавалер ордена «Знак Почёта» и медали «За трудовую доблесть». 29 июня он отметил свой 85-летний юбилей.

Сегодня, уже на склоне лет, оценивая прожитое, Николай Николаевич с гордостью говорит, что в жизни ему повезло: и в том, что в далёком 1947-м сделал правильный выбор профессии, поступив в Московский техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, и в том, что всю жизнь находился в самой гуще профсоюзной работы.

С профсоюзом железнодорожников Николай породнился уже тогда, во время учёбы в техникуме, к вступлению в который отнёсся достаточно серьёзно. Вскоре его избрали казначеем профкома техникума. Работы было немало: сбор членских взносов; оплата труда руководителей кружков художественной самодеятельности; выдача талонов на питание в студенческой столовой, материальной помощи студентам и т.д. Общественная работа не мешала учёбе, а за три с половиной года, что был казначеем, у Николая сложилось твёрдое убеждение: профсоюзная работа интересна, важна и необходима в любом трудовом коллективе. И это убеждение только крепло в годы дальнейшей трудовой деятельности, так как, по мнению Николая Бондюка, – профсоюзы были, есть и ещё долго будут оставаться организацией трудящихся.

После окончания техникума с отличием Николай подал заявление во Всесоюзный институт инженеров транспорта и получил направление на работу в паровозное депо станции Сасово. Ему предложили должность техника, но Николай попросился на паровоз. Администрация депо в обстоятельства и его аргументы вникать не стала и в просьбе просто отказала. В профкоме посоветовали написать жалобу в управление дороги. Николай воспользовался этим советом. Через три дня из управления дороги пришло указание предоставить ему работу помощника машиниста паровоза.

Работая затем в депо помощником, машинистом, Николай всегда уважительно относился к деятельности профсоюза. Впоследствии, уже на должности главного инженера, а потом начальника депо, он все вопросы работы и жизни коллектива решал вместе с профсоюзным комитетом, опирался на профсоюзный актив, прислушивался к его мнению. Ведь в профкоме, в различных его комиссиях работали, как правило, хорошие производственники, порядочные и ответственные люди, пользующиеся в коллективе уважением и авторитетом. В этом он постоянно убеждался и на посту председателя райпрофсожа Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги.

Семидесятые годы были важным этапом в развитии отделения дороги в целом: прокладывались вторые пути, участки оборудовались автоблокировкой, вводилась электрическая централизация стрелок, увеличивались объёмы перевозок пассажиров и грузов, строилось жильё. В трудовых коллективах царил подъём: железнодорожники видели перспективу. Профсоюз активно занимался организацией соревнований. Высокий уровень эксплуатационной работы позволял успешно решать социальные вопросы, выделять денежные средства на поощрение лучших.

Весь стиль профсоюзной работы определялся прежде всего вниманием к людям, их обращениям по вопросам организации, оплаты и охраны труда, улучшения жилищных, бытовых условий. Всё это вместе взятое способствовало укреплению трудовой дисциплины, росту производительности труда.

- Отдав большую часть жизни профсоюзной работе, - говорит Н.Н. Бондюк, - я на собственном опыте убедился в том, что самое важное в ней – умение работать с людьми, не только слушать, но и слышать их, быть готовым защищать и отстаивать их права и интересы. Это должен понять каждый председатель выборного профсоюзного органа: от председателя профкома и выше. Только с этих позиций профсоюз будет достойно выполнять главное своё предназначение – всегда стоять на защите интересов трудящихся.

Вячеслав Иванов