Члена совета ветеранов локомотивного депо станции Рузаевка, заслуженного работника транспорта РМ, кавалера ордена Трудовой Славы 3­ей степени, ударника четырёх пятилеток СССР Владимира Ивановича Пронина уважают и ценят на родном предприятии.

Родился Владимир в многодетной семье в селе Курмачкасы Ромодановского района в 1930 году. Как и многие его сверстники, он получил в юные годы хорошую жизненную закалку. С раннего детства узнал, что такое крестьянский труд, в военное лихолетье трудился в родном колхозе. Мальчишкой как­то привёз на лошади зерно по хлебопоставке на элеватор станции Красный Узел и увидел стоящий там паровоз, на котором было написано «Серго Орджоникидзе». Восторгу мальчугана не было предела. С первого же мгновения он полюбил эту чудную машину. И Владимир поставил перед собой цель – любыми путями научиться ею управлять.

У одного из возившихся вокруг паровоза людей, как оказалось это был машинист, он узнал, где можно этому научиться. Тот посоветовал приехать в Рузаевку и поступить в железнодорожное училище.

Окончил училище на отлично, с. Похвальной грамотой Министерства трудовых резервов и его как успешно закончившего учёбу вместе с четырьмя сверстниками оставили при депо. Десять месяцев Пронин проработал кочегаром с машинистом Н.М. Лапиным и до сих пор с благодарностью вспоминает об этом мудром, добром, трудолюбивом специалисте, который сразу же подметил во Владимире задатки хорошего машиниста.

Затем призвали на 5 лет в ряды Советской Армии. Службу проходил в ВМФ в Севастополе. По окончании службы Владимиру предложили пойти на годичные курсы, после которых присваивалось офицерское звание, и остаться на флоте. Но юноша остался верен выбранной до армии профессии.

Вернувшись в родное депо, Владимир увидел, что за пять лет здесь многое изменилось. Некоторые его друзья, с которыми он учился, уже стали машинистами. А ему снова пришлось начинать с кочегара, и лишь через некоторое время парня переводят помощником машиниста на грузовой паровоз серии «Л», который обслуживала комсомольская бригада.

Работать в комсомольском коллективе Владимиру Пронину очень понравилось. Экипаж подобрался трудолюбивый, молодой. Трудились с огоньком, с задоринкой. Но надо было расти дальше и юноша начал посещать курсы по подготовке машинистов паровозов. В 1957 году сдал экзамены на право управления локомотивом и сразу же пересел за правое крыло паровоза.

Как-­то после очередной поездки к Владимиру пришёл вызывной из депо и сказал, что его срочно вызывает начальник депо, которым был в то время А.И. Ушенин. Руководитель сразу приступил к делу:

­ Ты, товарищ Пронин, комсомолец, поэтому мы поручаем тебе важное и ответственное дело. Поведёшь на Красный Узел эстафетный комсомольский тяжеловесный поезд, превышающий норму почти в два раза, в честь открытия очередного съезда комсомола. Паровоз уже стоит в депо, заправлен самым лучшим углём. Если где­то встанешь, не бойся, поможем, вытянем!

Владимир был в шоке от такого предложения. Ведь в депо было много более опытных машинистов, которые, возможно, могли бы более успешно справиться с возложенной задачей. Но приказ есть приказ.

Поначалу все складывалось удачно: на всём протяжении пути горели только зелёные огни. И надо же такому случиться, что перед самым Красным Узлом, где был затяжной подъём, загорелся красный.

В годы электрификации железной дороги Владимир Иванович одним из первых пересел на электровоз и открывал участок Рузаевка­Потьма. Впереди состава был прицеплен на всякий случай резервный паровоз. Проехали станцию Ковылкино, как вдруг он увидел по приборам резкие скачки напряжения. Как потом выяснилось, из-­за неисправности подвески, произошел обрыв контактного провода, который с треском и искрами бил по вагонам, а затем вообще прекратилась подача электроэнергии. Пронин дал сигнал машинисту паровоза, чтобы тот взял управление на себя. Так удалось дотянуть состав до станции Запищиково.

Доработав до пенсионного возраста, В.И. Пронин только из­-за болезни расстался с родным предприятием, но связь с ним не прекращает. Много лет является членом совета ветеранов депо. Присутствует на днях безопасности, напутствует молодых помощников при вручении им прав машинистов, охотно делясь с ними своим накопленным богатым трудовым опытом.

Вячеслав ИВАНОВ