29 августа в ДК «Орион» прошла ежегодная августовская педагогическая конференция. Она была посвящена повышению качества предоставления образовательных услуг в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в РФ». В ней приняли участие заместитель министра образования РМ Елена Солдатова, глава администрации РМР Нина Иняткина, мэр Рузаевки Юрий Романов, депутат Госсобрания РМ Николай Амбаев, педагогические коллективы и их руководители всех образовательных учреждений района.

ОЧЕРЕДЬ СОКРАЩАЕТСЯ

С основным докладом выступила начальник управления образования администрации РМР Венера Ларина. Она рассказала, что на сегодняшний день приоритетными задачами развития образования являются обеспечение достойной заработной платой педагогов, снижение очередности в детские сады, выявление и поддержка одаренных детей и молодых педагогов, совершенствование материально-технической базы образовательных организаций. По всем этим направлениям ведется большая работа и уже есть подвижки и результаты. Так, проведен капитальный ремонт бывшего Дома малютки, где теперь функционирует детский сад на 225 мест. Отремонтированы помещения детского сада №17  с созданием 50 дополнительных мест, Арх-Голицинского детского сада – 20 мест, Трускляйского – 20 мест. В поселке Плодопитомнический открыт новый современный детский сад на 55 мест. Для того  чтобы очередность в дошкольные учреждения стала прозрачной и общедоступной в Рузаевском районе внедрена единая автоматизированная информационная система. Сегодня в электронной очереди зарегистрировано 1350 детей.

Венера Раисовна поведала присутствующим о победах и участиях дошкольных организаций во всероссийских, республиканских и муниципальных мероприятиях и конкурсах. В рейтинге детских садов России-2013 среди 16 регионов сртаны «Центр развития ребенка – детский сад №14» и детский сад №18 заняли одну из самых высоких позиций. А в Мордовии эти учреждения возглавили республиканский рейтинг.

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

- Видя повышение зарплаты учителям, ощущая объем денежных средств, вливаемых в отрасль, общество ожидает от педагогов применения современных образовательных технологий, новых методов работы, - отметила Ларина и озвучила результаты мониторинговых исследований в школах. Высокое качество знаний показали школы №№8, 10, 7, 17, гимназия №1, лицей №4. В отдельных классах семи школ был показан низкий уровень знаний по математике, биологии, географии, русскому языку, обществознанию, истории и химии. Причины, по мнению специалистов управления образования, кроются в использовании отдельными учителями неэффективных технологий обучения и слабого контроля со стороны руководства организации.

Далее Венера Раисовна затронула самую обсуждаемую тему - ЕГЭ. В 2014 году в Рузаевском районе получили аттестат 514 выпускников. 53 из них – с отличием. По уровню организации ЕГЭ этот год стал прорывным. Но увеличилось количество выпускников, не преодолевших порог баллов по физике и английскому языку, уменьшилось количество участников по всем предметам, набравших 80 и более баллов.

Ларина отметила, что во всех школах организовано горячее питание. Также она рассказала о работе летних и спортивных лагерей и о материально-технических преобразованиях в школах. В 2014 году Перхляйская и Приреченская школы включены в Федеральную программу по созданию условий для занятий спортом в сельских общеобразовательных организациях. В рамках этой программы отремонтируют спортивные залы, закупят инвентарь и построят стадионы.

ИННОВАЦИИ

В экспериментальном режиме реализовывается Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в школе №8 и лицее №4. Лицей является федеральной стажировочной тематической площадкой «Создание условий для распространения моделей государственно - общественного управления образованием». На протяжении 5 лет Сузгарьевская, Тат-Пишленская, Трускляйская и Левженская школы определены в качестве опорных школ Мордовского республиканского института образования по развитию и воспитанию школьников в условиях поликультурного региона. Активизировалась работа по дистанционному обучению учащихся на базе школы №10. В школе №9 безбарьерно обучаются дети с ограниченными возможностями. В школе №5 растет и развивается кадетское движение. В школе №17 открыт спортивно-оздоровительный класс и класс благородных девиц.

Венера Раисовна затронула тему и научных открытий. Она рассказала о созданных научных сообществах, проведенных научно-практических конференциях.

Ежегодно наши учителя и воспитатели входят в пятерку лучших педагогов РМ.

- Участие в грантовых конкурсах сегодня - это не только презентация достигнутых результатов, но и возможность заработать дополнительные средства. Необходимо задуматься над использованием интеллектуального потенциала педагогических коллективов в данном направлении, - обратилась Ларина к руководителям учебных заведений.

Важным аспектом образовательного процесса она считает гражданско-патриотическое воспитание личности. Главная цель работы центров и музеев - это сохранение историко-культурного наследия родного края, духовной культуры, воспитание гражданина-патриота.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Следующее направление, на котором начальник управления образования акцентировала внимание, стала работа с одаренными детьми. В прошлом учебном году наши школьники успешно выступили в творческих олимпиадах различного уровня.

- Работа по выявлению и поддержке одаренных детей должна проводиться во взаимосвязи основного  и дополнительного образования.

Охват детей дополнительным образованием составил почти 85%, но объединения технического профиля составляют лишь 13% от общего количества кружков, спортивного профиля – 30%. Для увеличения этих цифр требуется господдержка на оснащение оборудованием, обучение кадров, внедрение в общую программу основ робототехники и мехатроники. В этом отношении радуют результаты «ЮНИТЕРа». На Всероссийской робототехнической олимпиаде, которая проходила в Казани в июне, наши ребята стали суперфиналистами.

Детско-юношеская спортивная школа развивает ребят физически, прививает здоровый образ жизни. Коллектив школы постоянно пополняется молодыми тренерами, своими же выпускниками. За последние три года здесь подготовлено 2 мастера спорта международного класса, 4 мастера спорта России, 15 кандидатов в мастера спорта. В прошлом году 3 воспитанника ДЮСШ стали победителями всероссийских соревнований.

Большую работу по этнокультурному образованию проводит ЦЭВ «Тяштеня».

- Нам необходимо продолжать работу по совершенствованию кадрового потенциала системы образования. В этом учебном году в школы пришли 5 молодых специалистов – это учителя русского и английского языков, географии, литературы, - отметила Ларина.

НА БУДУЩЕЕ

Не остались в стороне и нововведения, касающиеся предстоящих игр Чемпионата мира по футболу – 2018 года. В связи с этим в некоторых школах введен курс краеведения и разговорного английского языка. Венера Раисовна нацелила все школы на подобную практику: «Работу нужно проводить сейчас. Мы понимаем, что нынешние школьники через 4 года станут основной массой волонтеров и посетителей стадионов. По их поведению будут судить обо всем населении республики, отчего будет зависеть развитие туристического кластера нашей экономики».

Докладчик акцентировала внимание участников конференции на вовлечение родителей в образовательный процесс детей. Новый закон об образовании уделяет этому большое внимание.

В завершении своего выступления Ларина резюмировала, что преимуществом нашего района является конкурентная, развитая система образования:

- Мы всегда шли в ногу со временем, успевали за развитием информационных технологий, одними из первых осваивали нововведения. И сегодня надо отвечать запросам государства и общества, укреплять лидерские позиции, но при этом сохранять лучшие традиции и опыт, наработанный поколением педагогов.

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

Следующий докладчик - директор школы №9 И.А. Винокурова поведала о создании условий для обучения детей с ограниченными возможностями. В прошлом году школа №9 стала участником программы «Доступная среда». В ее рамках создали все условия для развития инклюзивного образования, которое обеспечивает равный доступ к обучению всех учащихся с учетом особых потребностей и индивидуальных возможностей. В школе установлены пандусы, расширены дверные проемы, переделаны общественные комнаты, оборудована сенсорная комната, кабинет лечебной физкультуры, приобретено диагностическое оборудование, интерактивные программы и комплексы. Педагогические кадры прошли специальную подготовку. Благодаря поддержке Правительства республики и района эксперимент удался.

Содержательной и интересной стала информация, донесенная учителем ОБЖ гимназии №1 Р.Р. Мухамедовым. Он поделился опытом воспитания патриотических качеств в школьниках: «Важную роль в формировании гражданской позиции играют экскурсии по памятным местам. Знать свою историю, значит твердо стоять на родной земле». Мухамедов рассказал о проведенных выездных учебно-полевых сборах, которые возобновились благодаря предложению Н.В. Иняткиной. Они прошли организованно, на высоком уровне, позволили закрепить полученные теоретические навыки, сплотить ребят и развить чувство патриотизма.

В поддержку этой темы выступила председатель родительского комитета школы №5 Е.В. Рузманова. Ее дети – сын Алексей и дочь Анастасия учатся в кадетских классах, чему она очень рада. Ребята мастерят макеты кораблей, участвуют в «ушаковских чтениях», танцуют на балах, а летом проходят практику на Таманском полуострове.

Докладчики рассказывали о взаимодействии сельской школы с местной властью, о реализации Федерального госстандарта дошкольного образования в «Центре развития ребенка – детском саду №14», об укреплении здоровья детей и подростков в спортивной школе.

Выслушав всех выступающих, Юрий Романов тезисно подвел итоги каждого доклада. И заключил: «Главное – научить учиться!».

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Елена Солдатова подробно остановилась на результатах ЕГЭ и провела полный анализ в сравнении с другими района республики. Рузаевка по общему баллу вошла в пятерку лидеров. У нас традиционно высокие результаты по математике и биологии.

- Ежегодно система ЕГЭ совершенствуется. Давно пора понять, что требуется перезагрузка мышления и сознания. Первостепенную роль теперь играют знания. Как учились, так и сдали. Любые механизмы списывания, шпаргалок, передачи заданий третьим лицам были закрыты. За процессом экзамена наблюдали в он-лайн режиме, - отметила Елена Петровна.

Она нацелила педагогов относиться более точно к выбору экзаменов для сдачи ЕГЭ выпускниками: «Дети должны останавливаться не на большом количестве предметов, а изначально готовиться к тем, которые им необходимы для дальнейшего выбора специальности».

Солдатова подчеркнула уникальность нашей системы дошкольного образования - в детских садах создаются и функционируют различные инновационные площадки. А в каждой школе она выявила свою изюминку. Важным приоритетом заместитель министра считает директорский корпус. «Этому нигде не учат, их взращивают. В Рузаевском районе получаются талантливые директора. Сохраните эту традицию».

Перед педагогами она поставила задачу, о которой говорит и Глава РМ Владимир Волков: воспитывать детей так, чтобы после получения профильного образования они возвращались работать на благо родной республики, города, села.

С патриотизма начала свое выступление и Нина Иняткина:

- Воспитательные функции особенно привязаны к земле, в смысле Родины. Поэтому в силах учителей увеличить народонаселение наших сел. Для этого созданы все условия.

Нина Васильевна затронула тему однобокого эмансипированного воспитания учащихся. Она считает, что в школы необходимо привлекать больше педагогов мужчин.

Речи и доклады участников конференции прерывались выступлениями творческих коллективов организаций образования. Дети читали стихи, танцевали под задорные мелодии, кадетские пары шагали в такт вальса, учителя пели вместе с учениками. Преимущества и таланты наши школьники и воспитанники детских садов наглядно продемонстрировали в полном объеме. Все рекомендации августовской педагогической конференции были приняты в полном объеме.

Оксана РУЗМАНОВА