В прошлом году на базе СОШ №9 начала свою работу первая в нашем городе коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями. До 2013 года ближайшая специализированная школа подобного типа находилась в Саранске, и родители часто обращались в управление образования Рузаевки с просьбой дать детям возможность обучаться в родном городе.
В итоге школа №9 была внесена в государственную программу «Доступная среда». При ней была организована коррекционная группа, принявшая детей с проблемами здоровья из Рузаевки, ближайших сел и деревень. С момента начала его работы прошел год, мы посетили школу №9 и ознакомились с изменениями, произошедшими за этот период, а также побеседовали с педагогами-дефектологами, занимающимися обучением школьников.
В День знаний-2014 ученики коррекционной группы под руководством С. В. Белокосовой присутствовали на торжественной линейке вместе с остальными учащимися СОШ №9. Затем у них прошел классный час, на котором дети вместе со своим педагогом вспомнили весь пройденный материал за предыдущий учебный год, от времен года и наименований фруктов до правил математики.
Однако, как отметила Светлана Владимировна: «Год будет непростой». Также он будет непростым и для группы детей, которые этой осенью впервые пришли в школу, в класс Светланы Александровны Токаревой. А поможет ребятам в ходе обучения не только знания и опыт психологов-преподавателей, но и техническое оборудование для развития детей с ограниченными возможностями в начале 2014 года, закупленное по программе «Доступная среда».
В школе было специально оборудовано несколько кабинетов, оснащенных необходимой для развития техникой, начиная с компьютеров и интерактивных досок и заканчивая более специализированными приспособлениями для развития восприятия и мышления.
- Мы делаем упор на наглядный метод обучения, - говорит Светлана Владимировна, - ребенок не только должен видеть, но и иметь возможность прикоснуться к чему-то своими руками, ощутить это. Для этого в школе обустроен кабинет сенсорики.
По словам С. А. Токаревой, в этой комнате развиваются все психические процессы. Дети отдыхают и фантазируют, находясь в комфортных условиях. Им интересно, а значит они лучше усваивают информацию.
В кабинете лечебной физкультуры ученики могут взаимодействовать с различными игровыми приспособлениями, развивая мелкую моторику, внимательность и воображение. Кабинет безопасен и уберегает детей от травм в процессе активной игры.
Но специальное оборудование эффективно работает только в комплексе со знаниями и опытом преподавателей. Обучение «особенных детей» идет по программе В. В. Воронковой. Однако, несмотря на то, что программа адаптирована для детей с задержкой развития, возникают определенные сложности.
- В частности с математикой, - говорит Светлана Владимировна, - на мой взгляд это сложный предмет и для обычных школьников. Но всё же мелкими шажочками мы движемся вперед. Они уже научились считать. И буквы тоже знают. И читать умеют, хоть и по слогам. Обещаю, к пятому классу они все будут хорошо читать. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход.
Большую роль в обучении, по ее словам, играет развитие речи. Чем выше уровень ее развития, тем легче ребенку принимать участие в образовательном процессе. И именно улучшение навыков общения у детей с ограниченными возможностями, одна из важнейших задач преподавателей коррекционной группы. Здесь на помощь приходит метод моделирования ситуаций. Умение общаться с людьми позволяет им развиваться в обычной среде, что по словам Светланы Александровны несомненно большой плюс, так как подражание сверстникам прямо влияет на адаптацию. «Это наше основное направление, социализировать таких детей в обществе».
Светлана Владимировна Белокосова, педагог-дефектолог и психолог по образованию, за прошлый учебный год успела показать себя как отличный специалист в своем деле. Под ее руководством ученики коррекционной группы сделали огромный шаг вперед за этот период.
- Разница действительно очень большая. Работа учителя видна, - говорит директор СОШ №9 И.А. Винокурова.
Светлана Александровна Токарева, также имеющая специальность педагог-дефектолог, в этом году только начала свою работу в школе. Однако с помощью и советами Светланы Владимировны она очень хорошо справляется со своей миссией.
Безусловно все рады наличию коррекционной группы в нашем городе. Сюда привозят детей не только с Рузаевки, но и с Левжи, Пайгармы, Арх-Голицыно и Красного Сельца. Родители отзывчивы и всегда готовы найти время и силы, чтобы прийти на помощь классным руководителям. Детям же просто нравится получать новые знания и навыки, и самое главное, общаться со сверстниками.
- Конечно же тут нужна большая любовь к профессии и детям, - говорит Светлана Владимировна. - И я люблю их, они уже стали для меня родными. Оглядываясь назад и видя прогресс, который мы совершили за год, я чувствую гордость за своих учеников. И мы готовы развиваться и идти дальше. Когда я вижу их счастливые глаза, я могу сказать, это того стоит.
С ней солидарна и директор школы: «Мы уже прикипели к этим детям и будем стараться дать им то образование, которое необходимо».
Государственная программа «Доступная среда» обеспечила рузаевских детей с нарушением здоровья возможностью обучаться в окружении сверстников. Однако пока в нашем городе коррекционная группа может предложить лишь начальное образование. И будет ли администрация города развивать данное направление, вопрос остается открытым.
Сергей Шаргаев