В начале нашей беседы необходимо дать понятие, что же такое невостребованная земельная доля. Невостребованная земельная доля – доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, собственник которой не распоряжался ей в течение трех и более лет подряд с момента приобретения права собственности на такую земельную долю – так законодатель определял понятие земельной доли до вступления в силу ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в редакции, действующей с “01″ июля 2011 года.

С принятием новой редакции ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” термин невостребованная земельная доля из закона исчез. Однако появились правила, по которым та или иная земельная доля может быть отнесена к невостребованной. ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ

В отличие от предыдущих, действующая редакция ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” к невостребованным земельным долям подходит более дифференцировано.

Во-первых, в законе отсутствует понятие земельной доли. Законодатель изменил формулировки, и теперь земельная доля на земельный участок не является невостребованной, а может быть признана таковой, если собственник земельной доли не передал земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом- п.1 ст.12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”

Во-вторых, законодатель ввел дополнительные основания, по которым земельная доля может быть признана невостребованной. Такими основаниями являются:

  • отсутствие сведений о собственнике земельной доли в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятых до вступления в силу ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
  • у умершего собственника земельной доли нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
  • наследники умершего собственника земельной доли не имеют право наследовать;
  • наследники умершего собственника земельной доли отстранены о наследства, либо наследники отказались или не приняли наследство

С чем связаны внесенные изменения?

После государственной регистрации договора аренды, в земельном участке появляются доли, у умерших собственников которых отсутствуют наследники, либо наследники не торопятся с оформлением своих прав.

В предыдущих редакциях закона, признать такие земельные доли невостребованными было невозможно, так как формально наследодатель – собственник доли, при жизни распорядился своей земельной долей.

Новая редакция закона поменяла правила игры, и теперь, даже если земельная доля в составе земельного участка была передана в аренду, однако после смерти собственника не объявятся наследники, либо объявившиеся наследники не вступят в наследство, такая земельная доля может быть признана невостребованной.

КАК ВОСТРЕБОВАТЬ СВОЮ ЗЕМЕЛЬНУЮ ДОЛЮ, ЕСЛИ ОНА ПОПАЛА В СПИСОК НЕВОСТРЕБОВАННЫХ

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, И заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей

Это цитата пункта 6 статьи 12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Ключевым в данном пункте является союз ”и”. Если Вы попали в список невостребованных земельных долей, то Вы должны И представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления И заявить об этом на общем собрании собственников земельных долей, на котором утверждается список невостребованных долей.

Формально, если Вы не исполните одно из обязательных требований, то после утверждения списка, востребовать свою долю Вы не сможете.

Однако из личного опыта могу сказать, упустив возможность заявить о своих правах на долю на этапе публикации списка, а, затем, не предприняв мер на этапе его утверждения общим собранием, не стоит отчаиваться.

Если Вам стали известны такие обстоятельства, не теряя ни минуты, вступайте в судебный процесс, в рамках которого орган местного самоуправления заявляет требование о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Можете быть уверены, суд откажет органу местного самоуправления в признании права собственности в части Вашей земельной доли.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ В СОБСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей не передали их в аренду или не распорядились ими иным образом.

Законодатель обязал органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составлять отдельно список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным пунктом 2 ст.12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В большей степени речь идет о земельных долях “не нашедших” своих наследников.

В общем и целом принципиально важно понимать, что при оформлении невостребованных земельных долей составляется два списка – в зависимости от оснований, по которым земельные доли могут быть признаны невостребованными.

Итак, список составлен и пришло время опубликовать этот список в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, размещает этот список на своем официальном сайте (если есть), а также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования. Распространение списка невостребованных долей указанными способами осуществляется не менее чем за три месяца до созыва общего собрания собственников для его утверждения.

После обнародования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно.

Примечательно, что законодатель не определяет по каким причинам общим собранием не принято решение об утверждение списка: в силу отсутствия кворума или просто собранием не принято решение.

С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. И не забываем что в соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ДОЛЯМИ ПОСЛЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости.

Обратите внимание, федеральный законодатель в императивной форме установил стоимость земельной доли, не дав возможность субъектам РФ определять ее самостоятельно в рамках установленного максимуму или минимума. Итак, цена покупки невостребованных земельных долей составляет 15% от кадастровой стоимости.

Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети “Интернет” (если есть), а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка.

Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности, обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок находящийся в долевой собственности, в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли.

Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

После выдела земельного участка в счет земельных долей, к продаже может быть предложен только земельный участок, но, уже на совершенно иных условиях, которые напрямую зависят от законодательства субъекта РФ в области регулирования земельных отношений.

 

Государственный регистратор

Рузаевского отдела Управления Росреестра по Республики Мордовия

Н.Ю.Яшина