Лариса проснулась рано, сестра и братишка еще спали. Сквозь вышитые занавески робко пробивались первые солнечные лучики. Под босой ногой пронзительно заскрипела половица. Девочка на цыпочках подошла к двери и заглянула в соседнюю комнату: мама уже управилась по хозяйству и сидела, молча склонившись над рукоделием. Под проворными пальцами на белоснежной ткани появлялись дивные, красочные цветы и узоры. У Ларисы защемило в груди, ей так хотелось быть похожей на маму и уметь также красиво вышивать…

Обучаться искусству вышивания она начала с пяти лет, но сложные узоры ей пока не давались. Родительница строго взглянула на дочь, пора было собираться в школу и будить сестру с братом.

В семье Зинаиды Григорьевны и Ильи Матвеевича Князьковых все подчинялись строгому распорядку. Жизнь в селе диктовала свои правила: дом, работа плюс приусадебное хозяйство, огород, домашняя живность. Все это требовало заботы и пригляда. Дети не оставались в стороне и во всем помогали родителям. Но вот обычный день, наполненный заботами и домашними делами, подходил к концу, и Лариса с нетерпением ждала сумерек. Вечерами к Зинаиде Григорьевне приходили подруги и соседки: посудачить, попить чаю, а заодно поучиться рукоделию. Женщины рассаживались на кухне, чаевничали, пели мордовские песни и вышивали. Находилось местечко и для Ларисы с Надей. Девочки садились рядом с мамой и внимательно следили за каждым ее стежком.

Потомственная вышивальщица

О сузгарьевской мастерице-выши-вальщице З.Г. Князьковой знали не только жители Рузаевского района. Посмотреть на ее великолепные работы приезжали даже гости из-за границы: Финляндии, Венгрии, Германии. А уезжали экскурсанты обычно с дорогими для них подарками – вышитыми рушниками, подзорами (накидки на кровать) и скатертями. Зинаида Григорьевна щедро делилась со всеми, не равнодушными к искусству людьми, своим творчеством. Потомственная вышивальщица переняла это искусство от матери Домны Григорьевны, как и та, в свою очередь, училась у своей мамы. А вот папа Зинаиды Григорьевны, Григорий Ильич, был мордовским писателем и детским поэтом. За свою недолгую жизнь успел выпустить несколько произведений - «Полю», «Ежка» и сборник детских стихов. Он погиб в самом начале Великой Отечественной войны. От него дочь унаследовала еще и тягу к поэтическому творчеству. Она тоже писала стихи и даже издала большое стихотворное произведение «Кукуня».

Вот и своих собственных детей, двух дочерей и сына, старалась вырастить и воспитать в атмосфере народного фольклора, мордовских сказок и искусства вышивания.

Первая любовь

Лариса – бойкая и заводная девочка старалась успеть везде и во всем. В школе хорошо училась, была активисткой, заводилой и комсоргом класса. Дома помогала родителям по хозяйству и мечтала стать такой же мастерицей как мама. Но мечты мечтами, а чтобы их осуществить, нужно было много работать. Вот и Лариса ежедневно оттачивала искусство вышивания. Лариса Ильинична вспоминает, что уже с восьмого класса она зарабатывала деньги, продавая свои работы.

- Тогда большим спросом пользовались вышитые вручную рушники (полотенца), - рассказывает Лариса Ильинична. – И к нам домой в Сузгарье приезжали жители из соседних сел, чтобы купить наши с мамой изделия. Помню, тогда я все лето вышивала, и на вырученные деньги полностью оделась к школе. Конечно, мама меня строго курировала. Внимательно следила за моей работой, где-то заставляла исправить, а где-то и переделать. Я старалась, и очень хотела услышать от нее похвалу, но она указывала лишь на мои недочеты. Мама до сих пор остается для Ларисы непререкаемым авторитетом, а главное, советчицей и помощницей.

В девятом классе Ларису настигла первая любовь, которая очень скоро переросла в большое чувство и осталась с ней на всю жизнь. Витя Миронов учился с ней в одном классе, тоже был активистом, хорошо пел и участвовал в художественной самодеятельности. Она до сих пор помнит, как он исполнял на сцене песню «Огромное небо». Кажется, именно тогда он навсегда запал в ее сердце. Однажды в сельский клуб привезли новый фильм «Зорро», на просмотр которого отправилась вся сузгарьевская молодежь. А когда расходились по домам, робкий паренек предложил Ларисе проводить ее, а по дороге вдруг признался в любви. Девушка была счастлива и ответила взаимностью. Потом два года ждала Виктора из армии. Но сначала, окончив десять классов, Лариса поступила в Саранский пединститут на химико-биологический факультет (заочно) и устроилась работать лаборантом в родную школу.

- Я, как верная невеста, два года сидела дома и вышивала, - с улыбкой вспоминает Лариса Ильинична. – Подруги приходили за мной, звали погулять, в клуб, но я всегда отказывалась. Витя вернулся из армии в мае, а 25 июля, на мой двадцатый день рождения, мы сыграли свадьбу.

Почти сразу же молодожены переехали жить в Рузаевку.

Призвание

Совсем юной девушкой Лариса Ильинична приходит работать в рузаевский детский сад №10, в котором трудится до сих пор вот уже 32 года. Хотя сначала немного колебалась, ведь по образованию она учитель биологии. Однако хорошо подумав, решила, что ей нужно работать только в детском саду. Лариса Ильинична чувствовала, что хотя она давно выросла, но все равно в душе остается ребенком и ни на минуту не хочет расставаться с национальным фольклором, мордовскими сказками и куклами, с которыми росла сама. И поэтому работать ей хотелось именно с дошколятами, и не просто работать, а придумывать что-то новое, интересное и познавательное, увлекая этим малышей. Идея пришла внезапно. Лариса Ильинична рассказывает, что на тот момент в коллективе детского сада у нее сложились добрые дружеские отношения с музыкальным руководителем О. Киселевой и помощницей воспитателя А. Дивеевой, а еще их объединила любовь к мордовским песням. Они даже выступали как творческий коллектив на различных мероприятиях в клубе им. Ухтомского. В детском саду они также встречались, обменивались новостями и тихонько напевали любимые песни. Малыши в это время играли рядом и, естественно, поневоле прислушивались к народным мотивам.

- И вот однажды я наблюдаю такую картину, - говорит Лариса Ильинична. – Девочки играют на ковре, накинули на головы платочки, и одна другой говорит: «Я - Лариса Ильинична!» И вдруг обе запели мордовскую песню «Луганяса келуня», да так красиво, без акцента, точно попадая в ноты! Меня будто молния ударила! Вот чем я буду заниматься, вот моя педагогическая идея!

Я, как на крыльях, полетела к заведующей В.В. Ермошиной и спросила ее: «Вера Владимировна, можно я буду приобщать детей к культуре мордовского народа?» Она посоветовала съездить в Саранск к специалистам из МРИО.

Молодая воспитательница последовала ее совету и отправилась в Саранск в Мордовский республиканский институт образования, где встретилась с методистом А.И. Исайкиной. Та, услышав ее вопрос, радостно воскликнула: «Не можно, а уже нужно!»

И вот с 1994 года Л.И. Миронова стала приобщать дошколят к культуре мордовского народа и мокшанскому языку. А детский сад №10 стал в Рузаевском районе первооткрывателем в этом плане. Через три года А.И. Исайкина выпустила программу национального воспитания, по которой Лариса Ильинична стала работать. А в этом году она защитила свою собственную авторскую программу - «Тяштенят. Приобщение детей к мордовской культуре и языку». Ее утвердили в МРИО и рекомендовали в использовании всем дошкольным учреждениям и учреждениям дополнительного образования.

Через сказки и игры

Я спросила у Ларисы Ильиничны, как она готовится к занятиям с малышами, откуда черпает идеи? Миронова пояснила, что прежде, чем провести занятие, она продумывает сценарий и готовит развивающую среду. У каждого ребенка есть свой национальный мордовский костюм. Сама Лариса Ильинична тоже надевает какой-либо наряд. Это может быть костюм Вирявы, Ведявы или какого-то другого сказочного персонажа, либо мокшанский народный. Придумывает для детей мордовские песенки-считалочки, состоящие из четырех строк, которые малыши быстро запоминают. Готовит какую-нибудь интересную игру, старинную или современную, мордовскую или русскую, которую переводит на мокшанский язык. Придумывает к ним атрибуты и дети с удовольствием участвуют в игровых постановках, поют, слушают сказки. Играя, они запоминают мокшанские слова и сказочных персонажей, узнают о быте мордовского народа, приобщаются к его культуре.

Нужно начинать с себя

Лариса Ильинична постоянная участница различных творческих форумов и семинаров, муниципальных, российских и международных уровней. Узнает там много нового для себя, а заодно делится с другими педагогами собственным опытом. К примеру, в 2010 году ездила в Сочи, на слет учителей, где показывала мастер-класс по региональному компоненту для преподавателей со всей России. Была участницей международного семинара «Языковое гнездо», где также давала мастер-класс, международной этнокультурной экспедиции-фестиваля «Волга – река мира», где представляла выставку своих работ. Ей посчастливилось быть делегатом VI съезда мордовского народа.

Лариса Ильинична вспоминает, что на одном из семинаров кто-то из выступающих педагогов сказал очень важные слова, которые навсегда запали в ее сердце: «Прежде, чем начинать учить чужих детей, нужно начинать с себя и собственных сыновей и дочерей!» У Ларисы Ильиничны двое, теперь уже взрослых, сыновей - Алексей и Сергей. Родители воспитали их достойными людьми, оба служат в рузаевской полиции.

- Дома мы с мужем и детьми разговариваем только на мордовском языке, - рассказывает Лариса Ильинична. – И думаю, что если бы этого не было, то мои дети уже давно утратили свои корни.

Всегда в творческом поиске

Лариса Ильинична, как настоящий творческий человек, постоянно находится в поиске новых идей.

- Бывает, ночью не сплю: все думаю, как бы лучше провести очередное занятие с детьми, придумываю что-то новое, - говорит Л.И. Миронова. – Если что-то приходит в голову, встаю и записываю. Ведь все свои занятия, утренники я придумываю сама. Мне скучно работать по обычной программе, да и детям, думаю, будет неинтересно. Вот сегодня провела открытое занятие (автор этих строк присутствовала на нем) и вижу, как заинтересованы и удивлены мои воспитанники, как довольны родители и коллеги. От этого и у меня на душе праздник. А к следующему утреннику я постараюсь придумать еще что-то новое и необычное.

Так что скучать Ларисе Ильиничне не приходится, можно только позавидовать ее энергии и неугомонному характеру. По совместительству Л.И. Миронова работает в центре дополнительного образования детей «Тяштеня», где готовит дошколят к школе. А еще она продолжает творить. Вышивка – ее второе «Я». Глядя на ее работы, восхищаешься талантом и трудолюбием этой женщины, а главное, тем, как бережно и трепетно она хранит культуру своего народа.

Ирина ДОКИНА

Лариса Миронова является руководителем клуба «Мокшаваня», членом межрегиональной общественной организации мордовского народа Рузаевского района, членом республиканской ассоциации мокшанских женщин «Юрхтава», мастером декоративно-прикладного искусства РМ.

Лариса Миронова имеет звание «Почетный работник общего образования», награждена Почетной грамотой Министерства образования РМ, Почетной грамотой Министерства культуры и Республиканского комитета по национальной политике, Почетной Грамотой Республики Мордовия, Почетной грамотой Госсобрания РМ.

Лариса Ильинична участвовала во всероссийском слете учителей в г. Сочи, награждена сертификатом за активное участие и мастер-класс по реализации регионального компонента в Мордовии. За участие в I Республиканском конкурсе «Лучший педагог этнокультурного образования ДОУ» награждена дипломом лауреата Министерства образования РМ.