В концепции национальной образовательной политики РФ отмечается, что образование должно обеспечить сопряжение общегосударственных интересов с потребностями и интересами общества, его народов, сформировать отношения сотрудничества между ними, развивать языки и культуру народов России, что в целом будет способствовать межнациональному согласию, единству и целостности государства.

В связи с этим в современном обществе большое внимание уделяется этнокультурной направленности образования. Через освоение этнокультур - к общечеловеческим ценностям, через формирование уважения к родному народу - к содружеству всех народов в РФ, через любовь к малой Родине - к воспитанию гражданина и патриота страны, желающего жить и трудиться на благо России, - именно в этом и состоит одна из главных задач современного образования.

Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, формировании собственной личностной культуры. Национально-региональный компонент, реализуемый нашими педагогами, предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии, с историко-географическим и природоведческими особенностями народов, живущих в РМ.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы все, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную.

Активно включившись в проектную деятельность, нами реализованы следующие работы: «Мой дом, мой город», «Мордовский национальный костюм», «Родной свой край люби и знай», «Моя малая родина – Мордовия». С их помощью с детьми планируются и совершаются заочные и очные экскурсии по Рузаевке, дошкольники знакомятся с наиболее значимыми объектами административной и социальной жизни, достижениями в области науки, спорта и т.д.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, – это детская литература и фольклор. В работе с детьми используем мордовские народные потешки, колыбельные песни, сказки и рассказы современных писателей. Анализируя и сравнивая произведения устного народного творчества, дошкольники узнают, что мордва и русские одинаково оценивают моральные качества человека, воспитывают доброту, честность, правдивость, любовь к Родине, трудолюбие. Неповторимый игровой фольклор, используемый нами в работе, дает радость движения и духовное обогащение детям. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Опираясь на рекомендации А.И. Исайкиной, обязательно проводим работу с детьми по ознакомлению с Государственными символами РФ и РМ. Для закрепления знаний о государственных символах проводим конкурс-викторину «Герб и флаг России и Мордовии», где углубляются представления детей о происхождении и назначении герба и флага.

В своей работе с детьми включаем в сценарии праздников и развлечений мокшанские народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса к мокшанскому народу, его обычаям.

В нашем ДОУ работает краеведческий музей. Воспитатели, родители и дети собрали разнообразный материал для экспозиции: книги по истории края, одежду коренных народностей – мокшан и эрзян, предметы быта, образцы национальной мордовской вышивки. Нашей гордостью являются исконно мордовские костюмы начала 20 века. В музее проводятся беседы и занятия-экскурсии в прошлое Мордовии. Также в каждой группе созданы «Мордовские уголки». Здесь представлены национальные куклы, старинная утварь, книги мордовских писателей, альбомы с видами Рузаевки и других городов Мордовии, диски с записями народных песен. Все это ежедневно используется детьми в самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности.

В своей работе также широко используем произведения декоративно-прикладного искусства мордовского народа. А разнообразные игровые ситуации, вопросы, беседы и рассказы помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Именно с этой темой мы выступили на мордовской этнокультурной конференции в Саранске.

Л. ПЕТУРОВА, А. МАХРОВА,

воспитатели детского сада 50