В январе отметили славные юбилеи известные в Рузаевке, да и не только здесь, жители нашего города: Борис Алексеевич Лашин и Аркадий Иванович Ждан. Оба они железнодорожники: один – строитель, другой – учитель. Но не только принадлежность к стальным магистралям объединяет этих людей, а нечто большее, прежде всего и главнее всего то, что Б.А. Лашин и А.И. Ждан являются примером добропорядочности и ответственности за порученные дела.

Построено и сделано немало

В Рузаевской дистанции зданий и гражданских сооружений (НГЧ-2) из поколения в поколение передают, можно сказать, легенды о Борисе Алексеевиче Лашине. Старожилы помнят этого высокого с серо-голубыми проницательными глазами начальника, которого даже самые злостные нарушители трудовой дисциплины почитали за справедливость.

Когда трудно, когда срывались сроки по строительству и обслуживанию жилого фонда, служебно–технических зданий и сооружений на Куйбышевской железной дороге, обращались за помощью к Лашину. И тотчас же в Рузаевке формировался «десант» строителей, который отправлялся на место авральных работ. Хотя своих дел тоже всегда было предостаточно. Дистанция обслуживала линию протяженностью 555 километров. И кругом стройки, стройки, стройки. Только в Рузаевке дистанция возвела более 30 многоэтажных домов.

Старейшая работница дистанции З.И. Михайлюк вспоминала: «Борис Алексеевич редко сидел в кабинете. Он заходил и не садился на стул, а как бы присаживался, чтобы через минуту уже быть на строительном объекте. В любую погоду он был всегда со строителями».

Из года в год росли мощности дистанции. Был возведен железобетонный цех, который производил в год более тысячи кубометров железобетонных изделий. Систематически приобреталось новое оборудование, техника: гидроподъемники, экскаваторы, автомашины различного назначения. Рузаевская дистанция считалась лучшей на Куйбышевской железной дороге. Отрадно, что и сейчас коллектив, как говорится, не сдает завоеванных позиций.

В силу производственной необходимости и как опытного руководителя Бориса Алексеевича переводят начальником другой строительной железнодорожной организации – «Водрем-29». Водремовцы хорошо известны в Рузаевке своими свершениями. В годы «правления» Лашина организация принимала участие в строительстве первого девятиэтажного здания, локомотивного и вагонного депо, отделенческой больницы, бригадного дома, реконструкции железнодорожного вокзала. Всего и не перечесть. Отличительная черта строителей-лашинцев – высокое качество работы!

Учил видеть «зеленый»

Торжественная линейка 1 сентября 1966 года в ПТУ №4 им. Байкузова (ныне железнодорожно–промышленный техникум им. Байкузова). Учащимся представляют нового директора – А.И. Ждана. Аркадий Иванович внимательно всматривается в лица юношей и девушек. Вот они – его учащиеся. Красивые и не очень, скромные и озорные, прилежные и не совсем. Разные.

Старейший мастер производственного обучения А.Б. Цвелев наставлял перед этим нового директора: «Твоя задача научить ребят, как говорят железнодорожники, видеть «зелёный» – и в профессии и, главное, в жизни». По своему личному опыту Аркадий Иванович знал, что сделать это, ой, как не просто.

Училище располагалось в одноэтажном здании на тогда еще тихой улице Ухтомского. Учебные кабинеты, оснащенные пособиями и макетами, позволяющими лучше усваивать изучаемые темы, желали лучшего. В силу нехватки «пространства» разместить их было невозможно. Да и учащимся было тесновато. Между тем год от года увеличивалось количество приема, так как железной дороге все больше требовались высококвалифицированные кадры: помощники машинистов электровозов, дежурные по станции, бригадиры пути, осмотрщики вагонов. Не то, чтобы работников этих специальностей в какой-то момент не хватало. Просто люди уходили на заслуженный отдых, была небольшая текучка, да и другие причины требовали иметь резерв.

Аркадий Иванович ставит вопрос перед городскими властями, управлением Куйбышевской железной дороги о строительстве нового здания училища с общежитием, мастерскими и вспомогательными объектами. Хлопоты оказались успешными. Выделили необходимую сумму денег, определили место строительства – на въезде в микрорайон Химмаш.

Сегодня рузаевцы и гости города любуются этим прекрасным зданием. Все 16 его кабинетов оснащены современным оборудованием. На стенах огромные электрические схемы, установлены различные блоки, узлы и механизмы. Это для обучения помощников машинистов. А для будущих дежурных по станции – миниатюрные стрелочные переводы и железнодорожные знаки. У будущих бригадиров пути целая лаборатория путевого хозяйства. В мастерских первокурсники изготавливают слесарные инструменты. Благодаря стараниям Аркадия Ивановича здесь имеется общежитие, столовая, спортивный зал.

Сотни юношей и девушек коллектив во главе с А.И. Жданом научил видеть «зелёный».

Александр ШИЛИН