Церковный колокольный перезвон, раздающийся в городах и селах российской глубинки, радует сердце и трогает душу. Думается, что дух России живет именно в храмах и сельских церквушках. Сколько их было разрушено и сожжено после революции, а сколько православных священников пострадало за веру! Отрадно, что сегодня храмы строятся не только в городах, но и возрождаются в селах…

О семье

С отцом Сергием мы встретились в прошлом году в Рузаевском ЗАГСе, на мероприятии, посвященном Дню семьи, любви и верности. Обращаясь к семейным парам, которых чествовали на празднике, он обмолвился, что служит священником, несмотря на зрелые годы, всего три года. А до этого строил электро- и атомные станции в России и даже за границей. Меня удивило, что человек сугубо технической профессии так круто поменял свою жизнь и стал сельским батюшкой в мордовской глубинке. Что подвигло Сергея Маслова стать отцом Сергием и чем руководствовался он, принимая такое решение? А время Великого поста, которое переживают сейчас все православные христиане, как нельзя лучше подошло для нашего разговора.

Договорившись о встрече, мы отправились в Палаевку к отцу Сергию. Вместе с супругой, матушкой Ириной, они живут в небольшом деревянном доме, расположенном на территории палаевского храма Казанской иконы Божией Матери. Хозяева радушно встретили нас и сразу же предложили присесть к столу, почаевничать. Прошу батюшку немного рассказать о себе. Он сразу оговорился, что сейчас не разговаривать, а каяться надо, и что он не самый достойный человек из его нового круга служителей церкви, о котором нужно писать. Однако, понимая, чем заинтересовал нас, обычных людей, живущих мирской жизнью, кратко поведал свою биографию.

Родился он в Ивановской области в обычной крестьянской семье. Отец был фронтовиком, а мама познакомилась с ним по фотографии. Кроме него, у родителей родилась еще дочка. Священник с большой теплотой вспоминает свои детские годы, которые провел в живописнейшем месте, на левом берегу Волги. Крестили его также в одной из сохранившихся церквей того края.

- Наша семья была самой обычной и соответствовала своему времени. Родители храм не посещали. А мы с сестрой по своей молодости и недоразумению были даже против икон в доме. Ведь мы учились в советской школе и были пионерами, а потом комсомольцами, - рассказывает отец Сергий. – Меня со школьной скамьи интересовали точные науки, и поэтому я с легкостью поступил в Ивановский энергетический институт. Затем по распределению попал в Саратов и три года отработал на энергетическом предприятии «ВолгоЭнергоИмпорт». Под эгидой этого завода мне удалось побывать на многих электростанциях средней Волги и даже Мордовии. Затем некоторое время работал в Волгограде и более двадцати лет в Балаково – занимался ремонтом и обслуживанием мощнейших турбогенераторов на электро- и атомных станциях типа Балаковской и Запорожской.

О карьере

Стоит отметить, что Сергей Маслов сделал неплохую карьеру в своей области. На Балаковской АЭС был начальником цеха и имел в подчинении более двухсот человек, затем был инструктором по обучению персонала в учебном центре при Балаковской АЭС. А в последние годы трудился в Москве. В столице его коллеги уже более пяти лет занимались строительством атомных электростанций по всему миру. В частности, ими была возведена Тяньваньская АЭС в Китае. Построены два энергоблока в Индии – АЭС Кудан Кулам. Для нее Сергей Маслов написал шесть инструкций по эксплуатации. Были также планы возведения атомных станций в Турции и Болгарии, но этим проектам не удалось осуществиться.

Так протекала служебная карьера волжского паренька. Кстати, в 24 года он женился. У них с супругой родилось двое сыновей, один из которых пошел по стопам отца и стал энергетиком.

О духовном пути

Параллельно с карьерой инженера отец Сергий прошел и непростой духовный путь. И в этом его всегда поддерживала супруга Ирина. Они посещали храм, часто приезжали в Мордовию, в Александро-Невский мужской монастырь, к архимандриту Серафиму, с которым и сейчас видятся. И к пятидесяти годам Сергей Маслов пришел к мысли - посвятить свою жизнь церкви.

- Хотя эта идея у меня самого вызывала удивление и смутное ощущение невозможности. Потому что путь этот очень труден и предельно ответственен, - делится с нами батюшка. – Ведь путь христианский потому и узок, что между «может» и «должен» пролегает огромная дистанция. Я был знаком с отцом Александром, который служил в Палаевке до меня. Когда он собрался переехать к себе на Родину, на Северный Кавказ, я работал еще в Москве. Бывший на то время архиепископом саранским и мордовским митрополит Варсонофий поставил отцу Александру условие, что он сможет покинуть свой приход, если представит себе замену, причем не из монахов. Вот тогда-то он и позвонил мне в Москву. Сначала я отказался, а потом все-таки согласился. К тому времени, я уже пять лет был пенсионером, хотя еще работал, и очень хотелось сделать что-нибудь полезное по части духовной, церковной и прежде всего, для других.

Вот так сугубо городской человек оторвался от чертежей и расчетов и оказался в мордовском селе в качестве приходского священника. Однако перед тем, как стать сельским батюшкой, отец Сергий три месяца провел в мужском монастыре. Месяц служил алтарником-чтецом в Кафедральном соборе Саранска. После чего принял священный сан диакона.

О приходе

Рассказывая о Палаевке и своем приходе, отец Сергий отмечает, что в этом мордовском селе еще сильны крепкие родовые связи. Отношения между сельчанами очень дружные. Здесь чтут родственные взаимоотношения больших мордовских семей, что давно утратили русские семьи в центральной России. Чтобы не случилось, родные люди всегда поддерживают друг друга в трудную минуту. В селе распространены три основные фамилии – Лаушкины, Дивеевы и Родионовы. Конечно же, это накладывает свой отпечаток и на взаимоотношения священника с прихожанами. Храм же в Палаевке старинный, его построили еще в 1869 году из твердых пород дерева (дуб, ясень), и он неплохо сохранился до наших дней.

- И если его поддерживать в этом состоянии и понемногу улучшать, то он еще долго будет радовать палаевцев и всех гостей этого села, - говорит отец Сергий.

И действительно, этот храм является настоящим украшением Палаевки. Пять золотых куполов видны издалека и устремлены в бездонную высь голубого неба. Невольно задумываешься о том, сколько людей здесь крестились, венчались, а скольких отпели, провожая в последний путь. А ведь были годы, когда в здании палаевской церкви находился музей боевой и трудовой славы местного колхоза (с 1963 года церковь не действовала). И, может быть, только благодаря этому обстоятельству он и сохранился. Храм был возвращен верующим только в 1989 году и в настоящее время имеет паспорт памятника культуры и истории.

О Знаменской церкви

В ходе беседы отец Сергий поведал нам трагическую историю, которая произошла в соседнем селе, расположенном поблизости от Урледима, еще в 1774 году. До революции здесь соседствовали две деревеньки – татарская и русская (Яковщина). До наших дней сохранились развалины местной Знаменской церкви, построенной в конце XVIII века над могилой семьи помещиков Кожиных, казненных пугачевцами. Бунтовщики казнили всю семью: коллежского асессора Ивана Ивановича Кожина, его жену Татьяну Сергеевну, трех дочерей – Аграфену, Авдотью, Варвару и мать помещика Авдотью Николаевну. Умерщвлению подверглись также некоторые родственники владельцев села. Наследники Кожиных – брат казненного хозяина и его малолетняя дочь, избежавшие смерти, мстить своим крестьянам, принимавшим участие в расправе, не стали. Василий Иванович Кожин в 1792 году соорудил над могилой родных Знаменскую церковь.

В 1860-х годах внучка Василия Ивановича основала на этом месте женский монастырь. Она подала прошение на имя епископа Пензенского Антония, в котором предложила «в память несчастного происшествия и для вечного поминовения родных… устроить при Знаменской церкви женскую общину именем Вознесенской». Благотворительница брала на себя обязательство обеспечить общину материально и предложила использовать уже построенный большой дом при храме и расположенную рядом усадьбу, а также лес, пашню, покосы. Основное направление для монастыря избиралось социально-просветительское: сестры должны были заниматься общественным призрением и народным образованием… В начале XX века в монастыре было 65 человек. Количество учеников в монастырских классах доходило до 40 человек. До нашего времени от обители не дошло ни единого здания, кроме руин Знаменской церкви.

Сейчас под этими развалинами так и покоятся останки этих несчастных.

- Вид руин именно над могилой убиенной семьи будит во мне самые горестные чувства, - говорит отец Сергий. – Не думаю, что в Мордовии много таких культурно-значимых мест. К примеру, в Рузаевском районе оно единственное и находится в полном запустении. Конечно, чтобы полностью восстановить этот храм, потребуется много средств, но привести в порядок захоронение, повесить табличку вполне возможно. Сегодняшний вид этого места просто ужасен. А ведь еще в советское время на руины Знаменской церкви был оформлен паспорт памятника культуры и истории!

О вере

Бедой современных россиян, по мнению отца Сергия, является то, что многие из них относятся к вере абсолютно формально.

- Христианами сегодня называют себя многие, но почему-то не хотят воспринимать церковь, говорят: «У меня Бог в душе». Если сказать образно, то так намного легче. Заглянул в дверной проем, посмотрел, нет, там тяжело, придется многим поступиться… Пусть лучше будет в душе. Робость мешает. Серафим Саровский, отвечая на вопрос, чем отличаются святые от нас, грешных, сказал, ничем, кроме решимости. Я посоветовал однажды своему знакомому, у которого появились проблемы со здоровьем, пойти в храм. Потому что знаю, что сердечные болезни часто связаны с внутренним душевным состоянием человека. Без духовного здоровья не решить проблем с человеческим сердцем. Он ответил, что полностью согласен, но не может воспринимать священников. Недавно видел по телевизору, как пьяный «батюшка» на машине сбил пешехода и скрылся с места преступления. Отвечаю ему, что священнослужители тоже люди и среди них иногда встречаются не достойные священного сана. А церковь - это не священник, а храм Божий, и человек приходит сюда, чтобы обратиться к Богу.

О посте

Беседуя с батюшкой, не могла не спросить о Великом посте, во время которого мы и встретились. Отец Сергий отметил, что поститься вместе с супругой они начали еще будучи совсем молодыми.

- Конечно, в юности это было довольно сложно, особенно когда находишься в окружении людей, которые поста не соблюдают. А с возрастом поститься вошло в привычку. Причем питаемся мы довольно разнообразно: фрукты, грибы, овощи, крупы, зерновые. Интересно посетить во время Великого поста любой монастырь и посмотреть, что в трапезной монахи отнюдь не бедствуют. Пост в православии учит верующего человека в чем-то себя ограничивать, воздерживаться от бездумного употребления как пищи, так и всего остального, например, информационной среды, телевидения. А ведь сегодня многие видят смысл своего существования в потреблении и различных удовольствиях, а это так мелко для человека, - говорит отец Сергий. – А рекомендация в этом случае только одна – выправлять себя человек может только с помощью Божией. И не надо выдумывать никаких новых технологий, мистических практик, сект. У нас есть свой собственный путь, проторенный за тысячу лет нашими мудрыми предками, и верность единой, святой, соборной, апостольской Церкви. Это единственно верный путь человеческого духовного спасения.

Ирина ДОКИНА