Большая жизнь...

Вот и отгремели грозы, закончились дожди, отшумели травы и отшелестели спелые колосья пшеницы для всеми уважаемого в Рузаевке Федора Петровича Богдашкина. Не тревожат его теперь слишком ранние или очень поздние телефонные звонки по поводу того или иного события в муниципальном районе или республике. Непривычно все это и трудно с ЭТИМ смириться. Особенно, когда ты знал человека более сорока лет.

Приходится осознать утрату, ибо все живое на земле когда никогда должно умереть... Жизнь у всех ходит, если можно так выразиться, в сапогах-скороходах. У кого-то она длинная, у кого-то короткая, но большая. У Федора Петровича она была большая, насыщенная делами и свершениями, заботами и тревогами. И так с самого детства.

Родился и вырос Федор в деревне Мордовские Полянки Ельниковского района. Еще дошкольником познал он тяготы крестьянского труда. Помню, Федор Петрович рассказывал: «Холодные были ночи, ржавой жестью под ногами шуршала листва. В такую темень мы с матерью носили траву с тайной сенокосной полянки. С колхозного покоса невозможно было взять самую малую охапочку. Иначе – суд. Через несколько лет после той особенно трудной осени в тетради (вместо сочинения на свободную тему) я написал нечто похожее на стихи. Именно поэтому, кого-то заинтересовала моя тетрадка, ее увезли в райцентр, а там затеряли. Воспроизведу лишь часть сочинения: «За рекою, за крапивой, от дороги в стороне, сын – работничек ленивый - развалился на копне. Мать ему тогда сказала (не бранила, не кляла): «Ты запомни навсегда, как траву отсель таскала, как траву я добывала, а трава – что лебеда…»

Было еще в сочинении рассказано о том, как наша дойная корова вдруг заболела, не стала есть эту траву и весной пала. Наверное, она могла бы выздороветь, если бы ей дали хорошего ароматного клевера, но где его возьмешь».

Все это наложило отпечаток на всю жизнь Федора Петровича. Он с глубоким уважением относился к рабочему человеку и, будучи учителем, стремился привить детям тягу к труду, не делить профессии на престижные и второстепенные. Бывшие ученики Богдашкина с уважением говорят об этом незаурядном человеке. Вот что сказал на похоронах В.И. Исаев: «Он был принципиальным и справедливым учителем. У него не было любимчиков».

После окончания школы, Федор Петрович поступил в Мордовский пединститут на физико-математический факультет. Как вспоминает жена Федора Петровича, Зинаида Никитична, тоже учитель, проработавшая до ухода на пенсию преподавателем русского языка и литературы в школе №8, Федор всегда был в гуще студенческой жизни. Учебные дисциплины ему давались легко и ректорат предлагал студенту дальнейшую учебу в аспирантуре. Однако жизнь сложилась так, что Богдашкин по распределению стал учителем физики в Напольно-Тавлинской средней школе Кочкуровского района. Ко двору пришелся молодой педагог. Но, в силу обстоятельств, в 1970 году он переезжает в Рузаевку и устраивается работать учителем физики в школу №5. Тогда, при знакомстве, преподававший здесь русский язык и литературу заслуженный учитель школы Мордовии Ф.К. Андрианов пошутил: «Теперь у нас в школе два Федора». Он имел ввиду известный в то время кинофильм «Два Федора», где Федор-фронтовик и Федор – маленький мальчишка стали жить, деля радости и трудности вместе. И все-то было замечательно, но известная школьная проблема почасовой нагрузки заставила Федора Петровича перевестись в школу №8. Здесь мощно раскрывается педагогический талант молодого учителя. Его воспитанники постоянно участвуют в городских и республиканских предметных олимпиадах и занимают призовые места.

И нет в том ничего удивительного, что когда в 1980 году в городе открылась школа №10, то ее первым директором назначается Федор Петрович Богдашкин. Ему повезло в плане коллектива. Рядом с ним работали заслуженный учитель РМ Л.А. Левашова, отличники народного образования Л.В. Балясникова, Л.И. Горшкова, З.Р. Батраева и многие другие. Между учителями и школьниками царило тесное содружество. Школа становится базой проведения семинаров по эстетическому воспитанию для учителей города и Республики Мордовия.

Создались определенные трудности с руководством школы-интерната №1. Федора Петровича переводят туда директором.  Совершенно иные по сравнению с общеобразовательными школами условия работы, контингент учащихся тоже отличается. Одному трудно, а вместе с коллективом можно решать самые сложные вопросы, рассудил Федор Петрович. А состав педагогов и воспитателей здесь сложился крепкий. Это и В.М. Бычков, и Г.В. Скрупинская, и В.И. Мезина, и А.А. Потапова… Словом, дело пошло. Учебно-воспитательное заведение стало одним из лучших в республике.

И новое назначение – директором профтехучилища №24. С его приходом училище расширяет круг профессий. Оно стало выпускать кроме киномехаников, электромонтеров, полиграфистов еще монтажников радиоэлектронных приборов, секретарей-машинисток, бухгалтеров, коммерческих агентов.

Из училища Федор Петрович ушел на пенсию. За 33 года работы в системе образования Богдашкин отмечен многими наградами. Он заслуженный работник образования РСФСР, Отличник народного просвещения РСФСР, Отличник просвещения СССР. Награжден медалью «За заслуги. В ознаменование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства».

После ухода на пенсию с 16 июля 2010 года он возглавил Рузаевский совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. И до ухода из жизни оставался председателем совета. В некрологе по поводу смерти Ф.П. Богдашкина отмечалось: «Ушел из жизни патриот своей страны, активный гражданин, общественный деятель Рузаевского района, замечательный человек, примерный семьянин».

Богдашкины вырастили дочь – Ольга Федоровна работает учителем в лицее №4, сына, Сергея Федоровича, который возглавлял Рузаевский РОВД и погиб при исполнении профессиональных обязанностей. В память о Сергее Федоровиче установлена мемориальная доска.

Ф.П. Богдашкин ушел из жизни внезапно.  Светлая память о нем навсегда останется в наших сердцах...

Александр ШИЛИН