Обращение Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова к участникам и делегатам республиканской августовской педагогической конференции:

- Начиная с реализации национального проекта «Образование», мы направляли серьезные средства на обновление и развитие наших образовательных учреждений, повышение социального статуса педагога. При этом мы не делали различий между городской гимназией и сельской малокомплектной школой, создавали равные условия для всех детей, независимо от места проживания, материального положения семьи, здоровья и любых других возможностей ребенка. Целью всех этих вложений мы ставили создание в республике современной и качественной системы образования.
Сейчас, оценивая эффективность нашей работы, мы должны объективно посмотреть, достигли ли мы желаемых результатов по всем этим направлениям.
Качество дошкольного образования на современном этапе, прежде всего, связано с его доступностью. До 1 января 2016 года, когда по указу Президента страны В.В.Путина должна быть полностью решена проблема доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, осталось всего несколько месяцев. Сейчас в электронной очереди стоит 705 детей. До конца года должны быть введены в эксплуатацию еще 9 новых детских садов на 1000 мест.
В Послании я говорил о необходимости развивать вариативные формы дошкольного образования. Серьезной работы со стороны муниципалитетов по этому вопросу я так и не увидел. Сегодня в докладах прозвучали районы, где с 1 сентября заработает служба выездного воспитателя. Я не услышал среди них Ромодановского, Атюрьевского районов, где сегодня самый маленький охват детей. Еще раз напоминаю, до 1 января осталось всего 4 месяца. Задача, поставленная руководством страны, должна быть решена в срок.
Возвращаясь к вопросу эффективности, я считаю просто недопустимой ситуацию в отдельных районах, когда детские садики при наличии финансирования строятся по два-три года. А потом еще полгода оформляются документы. Это касается и таких районов, как Торбеевский, Рузаевский, Лямбирский и т.д. Как можно объяснить родителям, ожидающим место в детском саду, такую картину?! Предупреждаю: ни один объект, который запланирован ко вводу в 2015 году, не должен перейти на следующий год. Сейчас этот вопрос и министру, и главам районов нужно держать на постоянном личном контроле!
Продолжая тему строительства новых объектов системы образования, хочу отметить, что 1 сентября 2015 года в городе Саранске будет открыт новый учебный корпус Республиканского лицея для одаренных детей. Имена многих наших лицеистов уже хорошо известны не только России, но и в мире.
В.В. Путин поставил перед регионами еще одну очень важную задачу, связанную с приведением инфраструктуры школ в соответствие с современными требованиями, – обеспечить обучение школьников в одну смену и перевести обучающихся из аварийных зданий.
До конца года Правительством России будет утверждена программа по созданию новых мест в общеобразовательных организациях. В Мордовии только 4% школьников обучается во вторую смену. Это неплохой показатель по России, но мы неоднократно говорили о необходимости предоставления всем детям одинаково комфортных условий обучения. Кроме того, 116 зданий школ в республике имеют износ более 50%, 31 здание – более 70 процентов. Нужно очень активно включиться в реализацию федеральной программы и составить детальный план строительства.
Главным мерилом всех финансовых вложений в образование, безусловно, является качество знаний, полученных учениками за школьной партой. Здесь я считаю необходимым остановиться на результатах ЕГЭ как основного механизма оценки качества образования наших выпускников.
При подготовке к государственной итоговой аттестации в этом году прежде всего ставилась задача сохранить тот уровень объективности и прозрачности проведения экзамена, которого нам удалось добиться в 2014 году. В целом принятые меры контроля позволили справиться с поставленной задачей.
В то же время факт массового списывания в Ардатовской школе нанес серьезный урон по репутации республики как региона, всегда строго и объективно подходящего к проведению итоговой аттестации учащихся. Надеюсь, все сделали правильные выводы из ситуации.
Теперь непосредственно о результатах. Могу сказать, что предметная адресная работа принесла свои положительные плоды. Возьмем один пример. Средний балл по физике увеличился с 43 до 48,5. Число выпускников, не преодолевших минимальный порог по этому, очень важному для нас предмету снизилось в 3 раза (с 20,4% до 6,5%).
В то же время не решена задача переориентации наших выпускников на сдачу предметов естественно-научного профиля. Об этом я говорю уже не первый год, однако ситуация кардинально не меняется.
Самым выбираемым предметом по-прежнему остается обществознание. В прошлом году его выбрали 70% учащихся, в 2015 году – 71 %.
Продолжает оставаться актуальной проблема осознанности выбора предметов для сдачи ЕГЭ. Анализ показал, что 27% выпускников, заявившихся на экзамен по биологии, на него не пришли. А на экзамен по информатике не пришли 47% заявившихся выпускников (91 из 190). Каждый неявившийся – это впустую потраченные государством средства.
Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию детей – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Понимая, что в этом вопросе у нас немало сложностей, Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития воспитания до 2020 года. Сейчас готовится новая федеральная программа патриотического воспитания граждан.
В республике мы уже утвердили такую программу на 2016-2018 годы и впервые приняли отдельную программу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Хочу особо подчеркнуть, что при реализации всех этих программ мы не должны допустить ни формализма, ни «обязаловки». Все мероприятия должны быть очень продуманными, интересными, оставляющими впечатления у детей.
Уважаемые товарищи! Какая бы проблема ни поднималась сегодня, ее решение так или иначе сводится к роли и личности учителя. Чтобы соответствовать вызовам времени, современному педагогу нужны и знания, и талант, и стремление совершенствоваться.
Задача государства – создать для этого эффективную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров, обеспечить учителю достойные условия работы и жизни.
Основным направлением работы по повышению социального статуса педагога, безусловно, можно считать повышение заработной платы педагогических работников согласно «майским» указам Президента России. В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников школ составляет 21 тысячу 800 руб., что на 172% выше значения 2012 года. Зарплата воспитателей, преподавателей и мастеров производственного обучения за это время выросла в 2,2 раза, педагогических работников организаций дополнительного образования – в полтора. С 2011 года молодые учителя в Мордовии со стажем до 5 лет получают ежемесячные надбавки к зарплате. Ежегодно всем учителям, подготовившим победителей и призеров международных олимпиад, заключительного и республиканского этапов всероссийской олимпиады школьников, выплачиваются ежемесячные надбавки от 5 до 50 тысяч рублей. Такие надбавки у нас получают 117 учителей.
Работа по повышению материального благосостояния педагогов в Мордовии будет продолжена даже несмотря на очень непростое экономическое положение. Однако, уважаемые педагоги, хочу напомнить, что все эти меры сопряжены с переходом отрасли на эффективные контракты.
Результаты ЕГЭ, о которых я говорил выше, ежегодно показывают, что пока серьезного профессионального роста педагогов у нас не произошло. К тому же, если проанализировать победы наших школьников в различных олимпиадах и конкурсах, имена учителей-наставников из года в год повторяются.
Хочу обозначить еще одну проблемную ситуацию, невнимание к которой может иметь самые тяжелые последствия. Последнее время создается такое впечатление, что ответственность педагога четко ограничивается рамками учебного процесса. Учителя перестают быть нравственным стержнем общества, наставниками, людьми, остро чувствующими свою ответственность за будущее ребенка, а если смотреть шире, то и за будущее республики.
Позиция – «наше дело вести уроки» – в корне неправильная. Если мы не будет уделять внимание личностному становлению наших школьников, качественно и предметно заниматься профориентационной работой, интересоваться, чем заняты наши ученики во внеурочное время, учить завтра просто будет некого. Особенно актуально этот вопрос стоит в сельских школах. Результатом такой «невнимательности» в том числе является и продолжающийся отток нашей молодежи из республики. Человек, у которого с малых лет сформировано чувство теплой привязанности и ответственности за жизнь родного села, города, республики, будет стараться найти применение своим способностям в Мордовии.
На сегодняшний день, по предварительной оценке, уехать учиться в другие регионы у нас планировали почти 10% выпускников. Это много, если к тому же учитывать непростую демографическую ситуацию в республике.
На протяжении ряда последних лет в республике активно проводится модернизация системы профессионального образования. Учреждения переходят на современные методики и технологии обучения. Создано 8 образовательно-производственных комплексов, 2 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Ведется работа по популяризации рабочих профессий. Можно отметить положительный пример комплексов, функционирующих на базе Саранского государственного промышленно-экономического колледжа, который работает со «Станкостроителем».
Но, надо сказать, что несмотря на перспективы развития сотрудничества Рузаевского политехнического техникума, который начинал еще несколько лет назад продуктивно работать с «Рузхиммашем», сейчас там не ведется никакой деятельности по этому направлению.
Поэтому Министерству образования, руководителям предприятий необходимо еще раз совместно проработать этот вопрос, сделать всё для достижения конкретного результата.
Необходимо привести объемы и качество подготовки в наших техникумах в соответствие с потребностями региональной экономики.
Я посмотрел промежуточные результаты приема в учреждения СПО – к сожалению, сохраняется дисбаланс между востребованными профессиями, желаниями наших абитуриентов и заявленными объемами подготовки. Приведу лишь несколько примеров. Мы увеличили почти на 40 процентов число обучающихся специалистов для строительной отрасли, транспорта и сферы услуг, что связано, в первую очередь, с грядущим Чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Это было сделано еще два года назад. Однако до сих пор на эти специальности нет конкурса. В лучшем случае число поданных заявлений совпадает с количеством заявленных мест. Почти по всем учреждениям мы не набираем сварщиков, мастеров сельскохозяйственного производства, трактористов. Но продолжаем готовить бухгалтеров и экономистов, хотя по данным Госкомтрудзанятости республики, на учете сегодня состоит 250 безработных бухгалтеров.
Эта ситуация будет усугубляться, поскольку сегодня и предприятия, и бюджетная сфера постепенно переходят на централизацию бухгалтерских и юридических услуг, выводят их на аутсорсинг. Уже сегодня мы должны подумать, как переобучить высвободившихся экономистов, а не готовить новых в таких количествах.
В заключение выступления я вернусь к теме подготовки школьников к началу учебного года. Накануне нашего форума мною принято решение увеличить до 1500 рублей материальную помощь на подготовку детей к школе. К тому же расширены категории получателей этой помощи. Сейчас эти средства получат семьи с тремя и более детьми-учащимися, у кого доходы на одного человека ниже прожиточного минимума, и одинокие матери, воспитывающие двух и более детей-учащихся, также с доходом на человека меньше республиканского прожиточного минимума.
От всей души поздравляю учителей, учеников и их родителей с новым учебным годом!