Рост числа автомобилей, мощности их двигателей, увеличение средней скорости транспортных потоков, нарушения Правил дорожного движения и ошибки людей объясняют причины, по которым дорожное движение является постоянным источником повышенной опасности для общества.

 

Несмотря на возраст, дети являются полноправными участниками дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров. Именно по причине явного несоответствия уровня психофизиологического и культурного уровня требованиям безопасного участия в дорожном движении дети оказываются наиболее беззащитными в сложных ситуациях, часто возникающих на дороге.
По данным ОГИБДД ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, с начала текущего года зарегистрировано 5 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых 1 ребенок погиб и 7 получили травмы различной степени тяжести.
Анализ ДТП с участием детей показывает, что они, из-за неумения наблюдать и вовремя предвидеть опасность, часто подвергаются риску, но при этом уверены в своей безопасности. Большинство несчастных случаев возникают в типичных ситуациях - «ловушках», из них 60% - в ситуациях «закрытого обзора» из-за сформировавшейся в раннем детстве привычки выбегать, не приостановившись и не выглянув из-за стоящих машин и других объектов.
Основные ситуации - «ловушки», в которые обычно попадают дети, можно разделить на 5 классов.
1. «Закрытый обзор»: дети и водители на ранних стадиях ситуации не видят и не могут видеть друг друга.
2. «Отвлечение внимания»: ребенок не замечает опасности, потому что его взгляд прикован к «цели» на другой стороне улицы или на ее проезжей части, угол бокового зрения сужен, ребенок спешит.
3. «Пустынная улица»: ребенок убежден, что машин нет (ведь их давно не было), и выбегает на проезжую часть улицы, не осмотрев ее внимательно.
4. «Середина проезжей части улицы»: дети не замечают опасность - обычно машину, проезжающую за спиной.
5. «Родители с детьми»: дети вырывают руку, они менее осторожны в присутствии взрослых и других детей.
В действительности, число «ловушек» несколько больше. Однако приведенные выше достаточны для формирования у детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности.
Безопасное поведение обеспечивают только привычки. Их нельзя создать словами, предостережениями типа «будь осторожен» или «обходи трамвай сзади». Только систематическая, повседневная тренировка движений, наблюдения, с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка водят еще за руку, помогут приобрести ему необходимые привычки.
Дети живут в своем мире, заняты своими проблемами и поэтому часто не видят окружающую их обстановку.
Закончилась летняя пора и тысячи мальчишек и девчонок, преодолевая потоки машин, пошли в школу. Мы, взрослые, должны воспитать в ребенке транспортную безопасность: умение быть внимательным, сформировать позицию – быть активным в предупреждении возможных нарушений.
Нельзя забывать и о формировании транспортной культуры, включающей такие составляющие, как уважение к людям, высокую дисциплинированность и чувство ответственности за свою личную безопасность и за безопасность окружающих.