Совсем скоро, 27 сентября, отметят свой профессиональный праздник наши машиностроители. Уже более пятидесяти лет Рузхиммаш был и остается градообразующим предприятием Рузаевки. Здесь ударно трудились и работают по сей день представители многих поколений рузаевцев. К сожалению, в последние годы завод переживает большие трудности из­-за снижения спроса на подвижной состав. Накануне Дня машиностроителя мы встретились с управляющим директором ОАО «Рузхиммаш» В.В. Лариным, который рассказал нам о переживаемых заводом нелегких временах, о перспективах развития, помощи руководства республики и трудовом коллективе.

 

- С начала 2015 года ситуация на нашем заводе была очень непростой по сравнению с прошлым годом. Это связано, прежде всего, с состоянием в вагоностроительной отрасли: спрос на вагоны упал более чем в два раза, отметил Валерий Владиславович Ларин. – Соответственно, некоторые вагоностроительные заводы, такие как, например, Новокузнецкий, полностью остановили свою деятельность, другие работают с минимальной загрузкой – 10­30%. В этом году по количеству производимых вагонов мы находимся на третьем месте после Тихвинского и Уральского вагоностроительных заводов.

Перспективы Рузхиммаша

В августе­-сентябре заводу удалось заключить ряд перспективных заказов. Основные покупатели российские компании. Уже подписан контракт с Казахстаном по производству цементовозов и думпкаров.

- Также мы производим тележки для Ирана. В сентябре в Москве подписан договор с представителями Кубы на производство 363 вагонов с последующим увеличением до 550. Сложность состоит в том, что все они новой для нас конструкции, рассказывает управляющий директор. Нам необходимо разработать конструкторскую документацию, а также подготовить и запустить новое производство. Работа достаточно сложная, но мы должны провести ее в сжатые сроки.

Было время, когда Рузхиммаш выбирал себе покупателей, в зависимости от объема и цены. Например, завод отказывался от заказа менее 100 вагонов. На сегодняшний день мы рады всем покупателям вагонов, которые приносят нам прибыль и позволяют содержать персонал. Второй год рынок вагонов профицитный, так называемый рынок покупателя. Предпосылки для этого сложились еще 10­15 лет назад, когда строить вагоны начали не три­-четыре предприятия, а пятнадцать и без контроля со страны властей и РЖД. Так же ОАО «РЖД» передало парк вагонов в руки частных компаний, операторов, перевозчиков. Это сначала привело к повышенному спросу, а потом произошло перенасыщение рынка подвижного состава.

Выживаем за счет разнообразия

В сложившейся ситуации Рузхиммаш выживает за счет того, что имеет широкую линейку сертифицированных вагонов – более 60 моделей, большая часть из которых специализированные. Так, Рузхиммаш единственный в России, кто производит автомобилевозы.

- У нас подписаны два контракта на 30 и на 150 вагонов, которые помогут загрузить площадку ВСП до первого квартала 2016 года, говорит Валерий Владиславович. Недавно мы представили на выставке алюминиевый хоппер­минераловоз это первый вагон такого класса, который появился на постсоветском пространстве. Стальной вагон в 30 раз уступает по стойкости алюминиевому сплаву, из которого сделан наш хоппер.

Завод возрождает производство той продукции, которую начали выпускать 55 лет назад. Рузхиммаш был построен как производитель нефтехимического оборудования. На данный момент он производит емкостное оборудование разных типов, электродигидраторы и другие сложные аппараты. Сейчас предприятие восстанавливает производство теплообменников, подогревателей и другую единичную продукцию, востребованную раньше.

Помощь республики

В настоящее время, вместе с руководством республики, утвержден инвестиционный проект по производству вертикальных стальных резервуаров – это новый продукт для завода.

- Надеюсь, что в ближайшее время мы запустим этот проект, уточнил В.В. Ларин. Также мы получили хороший заказ от РУСАЛа на производство пековозов. Опять же это новый для нас продукт. Такие вагоны раньше делали на Украине, на сегодняшний момент мы уже освоили это производство. Есть перспектива, что их будут заказывать и другие компании, перевозящие жидкий пек.

В апреле руководство Мордовии выделило Рузхиммашу деньги на оборотные средства. Благодаря помощи республики завод получил около 150 млн. руб. Также Рузхиммаш включен в госпрограмму по снижению напряженности на рынке труда. Она направлена на сохранение персонала завода, повышение квалификации сотрудников, организацию временных рабочих мест в условиях низкой загрузки производства, а также на компенсацию затрат на стажировку работников при запуске производства новой продукции. На сегодняшний день освоено 54 млн.рублей, до конца года планирует освоить еще 15 млн. руб.

Коллектив относится с пониманием

- Я очень благодарен нашему трудовому коллективу. Основная часть людей с пониманием относится к тем трудностям, которые мы сейчас переживаем, подчеркнул Валерий Владиславович. Сравнивать сегодняшнее положение с тем, что было раньше, просто некорректно, это нужно просто понять. Сейчас на заводе остались те специалисты, с кем можно пережить и это сложное время. Люди понимают, что зарплату нам платит не акционер, не генеральный директор, а те компании, которые покупают наши вагоны. Делая продукцию, привлекательную на рынке по цене и качеству, мы сможем поддержать производство и вовремя выплачивать заработную плату. На заводе сейчас работает 2300 человек. Сокращений не предвидится. Полная загрузка по новым заказам планируется с середины ноября.

Хочу всех поблагодарить за работу. Большое спасибо ветеранам, которые продолжают болеть душой за свой завод. Мы обратились к ним за помощью в 2012 году, когда нам не хватало квалифицированного персонала, и наши старшие товарищи с удовольствием выступили преподавателями и наставниками по таким дефицитным для нас специальностям, как сварщики (автоматическая, полуавтоматическая, ручная сварка). Сейчас ветераны приходят к нам со своими предложениями по загрузке производства и с планами по возрождению той продукции, которая выпускалась 20­30 лет назад. На сегодняшний день нам необходимы рабочие, которые одновременно владеют несколькими специальностями, могут быть мобильными и перемещаться как из цеха в цех, так и с площадки на площадку. Через опережающее обучение мы развиваем руководство среднего звена и привлекаем для оценки их компетенции ветеранов. А в дальнейшем будем привлекать наших старших товарищей, как инженерных специалистов, и для обучения персонала.

В преддверии Дня машиностроителя хочу сказать огромное спасибо всем работникам завода, ветеранам за понимание сложившейся ситуации и за тот труд, в который они вкладывают свои силы и душу.

Ирина ДОКИНА