О развитии системы образования в нашем муниципальном районе мы пишем постоянно. Накануне профессионального праздника всех учителей мы еще раз расскажем нашим читателям о том, чем живет школа сегодня, в каких условиях учатся наши дети и что ждет их в недалеком будущем. Наша собеседница - начальник управления образования администрации Рузаевского МР В.Р. Ларина.

 

- Венера Раисовна, расскажите о первой «ступени» - системе дошкольного образования, какие здесь произошли изменения?

- В сентябре в нашем районе введены в эксплуатацию два новых детских сада. Это позволило обеспечить местами в детских садах практически всех детей в возрасте от 3 до 7 лет. На сегодняшний день одной из наших главных задач является активное внедрение вариативных форм дошкольного образования: выездной воспитатель, открытие групп кратковременного пребывания при общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время во всех детских садах ведется работа по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который предполагает повышенные требования к образовательной программе и условиям её реализации, к педагогическим кадрам и уровню их подготовки, а также материально-технической ба-зе. В этом году нами приобретено 16 комплектов мультимедийного оборудования. К сети Интернет подключены 25 детских садов, которые имеют активно действующие сайты.

В сфере дошкольного образования района работают 400 высококвалифицированных педагогов, преданных своему делу, активно участвующих в профессиональных конкурсах различного уровня. С гордостью скажу, что ежегодно наши воспитатели становятся лучшими в республиканском конкурсе «Воспитатель года».

- На августовской конференции особое внимание уделялось педагогическим кадрам. Каким требованиям должен отвечать современный учитель? И на какие меры социальной поддержки могут сегодня рассчитывать молодые специалисты?

- Изменения, происходящие в российском образовании, требуют качественного повышения уровня профессиональной подготовки как педагогов, так и руководителей образовательных организаций. Современному директору школы необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся условиям образования, овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения.

К сожалению, на сегодняшний момент остается актуальной проблема набора молодых специалистов в образовательные учреждения. Доля молодых учителей, со стажем работы до 5 лет, составляет лишь 9%, а учителей-пенсионеров – 17%. И этот процент один из самых высоких в республике. В этом году в школы района пришли пять молодых специалистов (Тат-Пишленская СОШ, Арх-Голицынская ООШ, Хованщинская СОШ). Государство предоставляет молодым учителям хорошую поддержку – ежемесячные доплаты до 5 тысяч рублей, а также участие в Подпрограмме «Предоставление мер социальной поддержки молодым учителям на возмещение части затрат в связи с получением ипотечного кредита» на 2012-2015 годы Республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

- Венера Раисовна, в районе закрылись два учреждения образования: детский дом-школа №1 и вечерняя школа. Педагоги этих учебных организаций не остались без работы?

- Да, действительно, в этом году были ликвидированы государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Рузаевский детский дом–школа №1» и вечерняя школа. В настоящее время 30 педагогических работников трудоустроены в дошкольные и общеобразовательные учреждения района.

- Хотя учебный год только начался, но многих школьников и их родителей уже сейчас волнуют предстоящие экзамены, особенно ЕГЭ и ГИА. Как справляются наши выпускники с возрастающими требованиями и каковы итоги прошлого года?

- В 2015 году единый государственный экзамен проводился по 11 общеобразовательным предметам. В нем приняли участие 343 человека. Самыми популярными предметами оказались – обществознание, история, физика, биология. Увеличилось количество учащихся, сдающих ЕГЭ по дисциплинам, востребованным для поступления на технические специальности. Высокий средний балл по ЕГЭ по всем предметам показали учащиеся лицея №4, гимназии №1, школ №№8, 10, Болдовской, Приреченской, Пайгармской, Трускляйской СОШ. Стабильные результаты по русскому языку у учащихся лицея №4, школ №8,10, а по математике - Приреченской, Сузгарьевской школ, лицея №4. Результаты ЕГЭ не единственные, но очень важные показатели деятельности системы образования, так как они получены в процессе независимой оценки.

Выпускники девятых классов проходили государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена. Сравнивая его результаты с прошлогодними, можно отметить более серьезную подготовку выпускников и, конечно, кропотливую ежедневную работу педагогов. 45 человек в этом году получили аттестат с отличием. На сегодняшний момент единый государственный экзамен позволяет выпускникам школ направить свои результаты в несколько вузов страны. Из 292 выпускников 2015 года 89% (260 чел.) поступили в вузы и СПО Республики Мордовия, 32 (11%) выпускника стали студентами вузов других регионов (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород). Очень важно, чтобы после окончания учебных заведений они вернулись на свою малую родину.

- Одна из главных задач современных образовательных организаций дать ученикам не только качественное образование, но и воспитать их достойными гражданами своей страны. Какая работа проводится в школах в этом направлении?

- В прошлом году Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей. Основной ее целью стала доступность дополнительного образования, улучшение его инфраструктуры, обновление содержания. В регионах на основе концепции будет разработана своя программа развития дополнительного образования, и лучшие пилотные проекты получат федеральную поддержку. Также хочу отметить, что воспитательная работа в школе носит непрерывный характер и не заканчивается завершением учебного процесса. А ее результатом, по итогам первого полугодия, стало снижение подростковой преступности в нашем районе. Думаю, что в воспитательном процессе нам ещё предстоит выверить соотношение «старого и нового», традиционного и инновационного, но, главное, объединить усилия для достижения качественно нового результата. Нам предстоит пройти вместе с детьми путь формирования Гражданина России. И одних теоретических знаний и большого педагогического опыта тут недостаточно. Мы должны очень захотеть возродить в наших детях самоотверженную любовь к Отечеству. Это как раз тот случай, когда «кадры решают всё!».

- С прошлого года в школах района возобновилась сдача норм ГТО. Готовы ли наши школьники к выполнению спортивных дисциплин?

- В Рузаевском муниципальном районе стартовал пилотный проект по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплек-са «Готов к труду и обороне». На сегодняшний момент в детско-юношес-кой спортивной школе создан центр тестирования для жителей нашего района по выполнению нормативов комплекса ГТО. Проект будет реализован по 11 возрастным ступеням, начиная с шестилетнего возраста. Наши школьники уже приняли активное участие в муниципальном, а впоследствии в республиканском фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Команда из 8 учащихся (гимназии №1, лицея №4, школ №№ 5, 8, 10) стала победителем по сдаче нормативов. В августе этого года в Белгороде наши ребята уже в составе республиканской сборной принимали участие в III Всероссийском этапе этого фестиваля. Они на отлично сдали нормы и получили золотые значки ГТО!

- Венера Раисовна, в преддверии профессионального праздника - Дня учителя - расскажите об успехах своих коллег.

- Да, нам есть чем гордиться. Кадровый потенциал наших школ один из лучших в Мордовии. Из 550 учителей общеобразовательных организаций 13 человек награждены высокой государственной наградой «Заслуженный учитель Республики Мордовия», 8 человек имеют звание «Заслуженный работник образования Республики Мордовия».

В республике с 2007 года реализуется приоритетный национальный проект «Образование». За этот период 7 школ нашего района удостоены Гранта Президента Российской Федерации, 6 школ стали обладателями Премии Главы РМ, 26 учителей стали обладателями Гранта Президента РФ, 21 учитель – обладатель Премии Главы РМ.

Ежегодно, с 2007 года, в Рузаевском муниципальном районе лучшие учителя, воспитатели участвуют в конкурсном отборе на получение Премий главы администрации Рузаевского МР и главы администрации городского поселения Рузаевка. Тридцать шесть учреждений образования, 165 учителей и воспитателей, 90 учащихся стали обладателями муниципальных грантов.

Образование Рузаевского муниципального района имеет свое лицо, свои традиции, свой мир. Выстроенная система образования не была бы успешной, если бы здесь не работала команда. Я имею в виду командное взаимодействие всех - сотрудников управления образования, МБУ «Информационно-методический центр», руководителей и педагогические коллективы образовательных учреждений. Успех этот не случаен: основа его - кропотливая работа, поиски себя в педагогическом пространстве, эксперименты, риски…

Хочу поблагодарить тех директоров и те педагогические коллективы – именно команды школ, которые обеспечили прорыв и очень высоко держат планку качества образования Рузаевского муниципального района.

Подготовила Ирина ДОКИНА