4 ноября 1612 года

Начало 17 века связано с погружением Российского государства в глубокий системный кризис, названный историком С.Ф. Платоновым «Смутным временем».

Династический кризис конца XVI в., воцарение и свержение Лжедмитрия I, царствование Василия Шуйского, начало шведской и польской интервенции, семибоярщина погрузили страну в глубокий хаос, грозивший потерей государственного суверенитета. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из королевичей кандидатом на московский престол; на смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий. Государство, потеряв центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами.

Шведская интервенция на севере, фактическая оккупация Москвы и захват Смоленска поляками повлияли на настроения россиян. Иллюзии польско-русского компромисса развеялись. Патриарх Гермоген и другие русские деятели стали направлять по стране письма, призывая русских объединяться для борьбы с иноземцами, которые хозяйничают на Руси. Гермогена поляки бросили в тюрьму, где патриарх и умер.

Гражданская внутренняя война стала затухать, превращаясь в освободительное движение против иноземных врагов.

Почти 4 столетия назад, в начале ноября 1612 года, воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Тогда объединились все сословия, национальности, деревни и города.

4 ноября 1612 г. польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало конец Смутного времени. Это событие совпало с большим христианским праздником иконы Казанской Божьей Матери.

Испокон веков на Руси образ Богоматери считается одним из самых почитаемых иконой, которая обладает великой силой – лечит слепоту, избавляет от других болезней зрения. Этой иконой благословляют новобрачных, чтобы те жили в согласии. В честь успешного избавления Москвы от интервентов Пожарский принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.