10 апреля Владимиру Дмитриевичу Малышеву, которого хорошо знают не только в Рузаевке и районе, но и в республике, исполняется 75 лет. В каталоге «Владимир Малышев» о нем есть такие слова: «Природа наделила его многими талантами и, доверяя ей, он сумел достойно распорядиться этим потенциалом. Его активная жизненная позиция, позитивная энергетика, вкус к жизни позволили ему развиваться сразу в нескольких направлениях. Он заявил о себе как творческая личность в живописи, оформительской деятельности, самодеятельном театре, как спортсмен, комсомольский лидер, охотник – промысловик, рыбак, организатор художественно-производственной мастерской. И во всем был успешен. Без преувеличения мы вправе говорить о феномене Владимира Малышева – художника-жизнестроителя».
И с этим нельзя не согласиться. В любом случае В.Д. Малышев – творец, человек уникальный, незаурядный, многогранный.

Военное детство

Он родился в довоенное время в Рузаевке. Семья, где пятеро детей, жила бедно, но дружно. Когда началась война, отец-кормилец уходит на фронт.
- Я в парке все гнезда облазил, собирая все подряд: грачиные, воробьиные яйца, – вспоминает Владимир Дмитриевич. – По вокзалу лазили, кусок колбасы, уже зеленой, очистили, съели – и хоть бы хны.
Один раз в состав заглянули, думали там оружие, а там трупы мерзлых немецких солдат. В юрьевском овраге их потом складывали и шлаком засыпали. На месте захоронения недавно памятник поставили как жертвам войны. На открытии мне пришлось выступить как очевидцу.
В школе №16, где учился, рисование преподавала К. Воронкова. Она, заметившая дар Володи к живописи, посоветовала его развивать. Первая «мастерская» его – землянка, или земляная ниша, вырытая в огороде, в которой он, девятиклассник, при электрической лампочке делал копии с репродукций Леонардо да Винчи, И. Левитана… Вторая «мастерская» - изокружок клуба им. Ухтомского, которым руководил фронтовик В.Д. Морозкин. Он, уроженец с. Тепловка нашего района, до войны учился в Пензенском художественном училище и Академии художеств в Ленинграде, а после войны прививал любовь к искусству многим рузаевцам, в т.ч. Владимиру Малышеву. Это был мастер! И вообще Владимиру Малышеву везло на встречи с хорошими людьми. В клубе им. Ухтомского, кроме изокружка, посещал драматический, хоровой, спортивный кружки, занимался музыкой. Здесь познакомился и подружился с будущими «звездами» Мордовии Александрой Куликовой и Любовью Денисовой, «королем» штанги Николаем Агаповым…
После школы Володя Малышев поступает в престижное железнодорожное училище №1, где его, активного общественника, а еще и спортсмена-боксера и спортсмена-штангиста, певца и гармониста, избирают секретарем комсомольской организации. Окончив ЖУ, он опять комсомольский вожак: секретарь комитета комсомола паровозного депо, узловой комсомольской организации, инструктор Мордовского обкома ВЛКСМ… И все это время в свободное от учебы и работы время рисовал и писал картины. И вот, наконец, решился: буду учиться на художника. Первый секретарь обкома А.И. Березин уговаривал Володю поступить в Высшую партшколу – отличная перспектива! Он – отказ! Сердце тянуло к холсту.


Письмо Н.С. Хрущеву

Так, вопреки всему, в 1960 году поступает учиться (конкурс 13 человек на место) в Пензенское художественное училище им. Савицкого и заканчивает его в 1968 году. Восемь лет учебы в училище? Нет, конечно. В промежутке между ними – 1962-1965 гг. – служба в Советской Армии.
Свое 100-летие училище отмечало 2 февраля 1998 года. На торжество приезжал и В.Д. Малышев, встречался с однокурсниками. Волнующим было воспоминание о том, как они, когда учились, писали письмо Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву. Инициатором был он, Володя. В то время очень беспокоил жилищный вопрос. Студенты ютились где как могли, чуть не по чердакам. Обращались за помощью во все инстанции, никакой пользы. Тогда член партии В. Малышев, которого и там избрали комсоргом, посовещавшись с товарищами, решил написать самому Н.С. Хрущеву. Поистине, это было в то время большой смелостью. Наряду с такими строками, как «среди выпускников училища лауреаты Сталинской премии Г.К. Савицкий, Г.Н. Горелов, народные художники У. Тансыкбаев, В.В. Волков», были в письме и такие: «учащиеся живут в тяжелых условиях, т.т. Никулин, Нестеров, Маслов живут в тесной комнате без окон, размером 9 кв.м, Лукин и Синько, учащиеся 3 курса, живут в отгороженном углу без света и без окон в одной комнате с хозяевами…» И в заключение: «Желаем Вам, дорогой Никита Сергеевич, богатырского здоровья!» Ответ прийти не замедлил. Уже через три дня из секретариата ЦК на имя Малышева поступает конверт, где сообщается, что будут приняты все меры, давались три кремлевских телефона, по которым можно было позвонить… Конечно же, после этого были и вызовы Малышева на «ковер» в обком, горком. Но это, как сейчас говорит он, «мелочи». Главное – учащиеся получили долгожданное общежитие, а преподаватели – квартиры.

Алтай

После получения диплома он по приглашению друга Анатолия Куклина, известного художника, будущего председателя Восточно-Сибирского отделения Союза художников СССР, уехал с женой на Алтай. Здесь, в г. Усть-Каменогорске, семь лет работал главным художником металлургического комбината, трудовой коллектив которого насчитывал 45 тысяч человек. У Малышева в подчинении было 50 человек. Вместе они оформили четыре Всесоюзные промышленные выставки, в которых принимали участие все предприятия Министерства среднего машиностроения страны. Эти и другие работы превратили Владимира Дмитриевича в специалиста-оформителя с большой буквы. В алтайские годы жизни появились у него и первые работы в области живописи.
Он полюбил этот суровый край, много охотился, рыбачил и даже подумывал, не стать ли ему охотником-промысловиком, но родная земля, малая родина тянули к себе больше, и в 1975 году Владимир возвращается в Рузаевку.

Возвращение

Рузаевка встретила своего «блудного сына» теплом родного очага и друзей. Он видел, что за пятнадцать лет его отсутствия город вырос, появились новые микрорайоны, заводы, фабрики, учебные заведения с совершенным архитектурным обликом. Это радовало. Но, конечно, как опытный художник-оформитель, понимал, что оформление объектов требует большего профессионализма. Проходит месяц, другой и он в заброшенном помещении парка культуры и отдыха организует художественную мастерскую.
- В мастерскую пригласил художников Бобрика, Трибушинина, Лабиринтова, Бирлюкова, Гурина, Внуковского. Вскоре она стала базовой, ведущей в Мордовии, была награждена Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР.
Мастерская внесла большой вклад в оформление многих объектов в городе и районе, первым из них был политцентр Рузаевки. Новую жизнь получили интерьеры кафе «Мечта», «Молодость», узла связи, комнаты трудовой славы на предприятиях.
До сих пор украшает город мемориал, посвященный воинам, павшим в годы революции и Великой Отечественной войны, что в конце улицы В.И. Ленина. Проект этого памятника был разработан художником совместно с Николаем Трибушининым. В.Д. Малышев буквально дневал и ночевал на стройке, пока он не был воплощен в бетоне и мраморе.
Въездной знак в Рузаевку – это нечто! Эта работа в 1981 году была награждена Дипломом I степени Всероссийской выставки творчества работ по наглядной агитации художников-оформителей. Построенная на контрастах, композиция создает светлый, радостный образ, соответствующий назначению въездного знака… В.Д. Малышев благодарен своему коллеге Н.В. Трибушинину за соавторство.
Организация мастерской имела и другие важные цели, в т.ч. в деле организации выставок. В 1978 году состоялась первая городская выставка произведений художников города, представивших более 100 произведений 17 авторов. За картины «Президент «Рузаевской республики» и «Память» В.Д. Малышеву было присвоено первое место.
Работая главным художником города, было немало ситуаций, когда Владимиру Дмитриевичу приходилось решать немыслимые, на первый взгляд, трудные в творческом и организационном плане вопросы. Он каждый раз брал ответственность на себя. Смелости в решениях ему прибавляла уверенность в тех, кто в эти мгновения был с ним рядом. Ему, как он сейчас говорит, повезло, что в семидесятые и в первой половине восьмидесятых годов первым секретарем горкома партии работал П.Н. Попов. Но время шло и желание писать картины вскоре стало для него главным смыслом жизни. Они радовали и радуют глаз. Они экспонировались во всех рузаевских и практически во всех республиканских выставках, а также в региональных выставках в Костроме (1985), во Владимире (1990) и других.

Философия жизни

Огромный успех имели его персональные выставки в Рузаевке (1988) и в Саранске (1998), на которых посчастливилось побывать и автору этих строк. Персональные выставки – это всегда признание. Не всякий художник удостаивается такой чести. Помнится, в Саранске персональная выставка В.Д. Малышева проходила в двух экспозиционных залах, разместивших десятки и десятки картин (всего у него около двухсот), пейзажей и натюрмортов.
У художника, кроме кисти, красок и холста, ничего из подручных средств больше нет. И вот с помощью их открывается перед зрителем философия. Философия жизни. Одна из картин так и называется: «Жизнь». На картине некогда могучее, а теперь умирающее дерево, а рядом – молодой росток, вышедший из его корней и стремящийся к солнцу. Два кусочка жизни, большой и трепетный. Одна жизнь продолжает другую…
В мансарде, где работает Владимир Дмитриевич, а это в верхней части города, всегда испытываешь на себе благотворную малышевскую ауру, располагающую к размышлению. Здесь родились картины «Благодатное лето», «Домик у водокачки», «Окраина Рузаевки», «Левженский лес», «Булгаки. Пруд», «Изумрудные тени», «Дымок. Ключарево».
Художник прекрасно знает родной край. Его часто видели в селах и деревнях и в скрипучую зиму, и в хлебные летние дни, и в красочный осенний период.

Благословение

Сейчас, с возрастом, не так часто выезжает за город, но в пору весеннего цветения, конечно, не выдержит.
Как назовет очередную свою картину? Может, «Апрель»? Но такая уже была. Впрочем, апрель апрелю рознь. Пусть будет еще один «Апрель»! Тем более он и сам рожденный апрелем 10-го дня!
Но не только «чистый» пейзаж волнует художника. Вот перед глазами картина «Крик» - трагическое ощущение конфликта человека с природой, своеобразное распятие, как воспринял в свое время это полотно известный рузаевский писатель Ф.К. Андрианов, с которым Малышев очень дружил. И, конечно, вспоминается величественная картина «Родники Серафима Саровского».
- Николай Иванович Меркушкин, - вспоминает Владимир Дмитриевич, - поручил оформить Дом республики к приезду Патриарха Алексия. Многие претендовали, но посчастливилось мне. Я пригласил рузаевских художников Давыдова, Внуковского. Слова «Согласие. Порядок. Созидание» нужно было расположить на 36-метровых полосах ткани. Времени было мало. Работали в спортзале Дворца культуры, там, в спортзале, и ночевали, чтобы не терять время. Успели. Мне посчастливилось получить благословение патриарха Алексия. Был я и на канонизации Ушакова в Санаксарском монастыре. Там проводил богослужение будущий Патриарх Кирилл. Так что фактически два Патриарха меня благословили.
В свои 75 Владимир Дмитриевич Малышев, член художников России и международной федерации художников ЮНЕСКО, остается удивительно современным и молодым духом. О нем писатель-фронтовик Федор Андрианов говорил: «С такими людьми и в разведку ходить можно смело». В дружбе он, этот талантливый, трудолюбивый и мужественный человек, был и остается верен почти до наивности. Остается добавить, что его картины можно увидеть в личных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, Сургуте, Швейцарии, Венгрии, Голландии. Многие работы хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи, Рузаевском краеведческом, картинных галереях.
С наступающим юбилеем Вас, мастер!

И. МОИСЕЕВ