В этом году отопительный сезон в нашем районе начался раньше положенного срока. Почему тепло в одни дома пришло сразу, а в другие лишь спустя две недели? Какая обстановка с температурами внутри квартир сейчас и почему нельзя ее снизить в межсезонье, когда на улице еще тепло? Как не остаться в темноте из-за нерадивого соседа? На все эти и другие вопросы ответил корреспонденту «РГ» генеральный директор ОАО «Мордовская электротеплосетевая компания» Александр Тимофеев.

- Александр Александрович, какого числа к жителям Рузаевского района пришло в дома тепло?

- Согласно постановлению главы администрации Рузаевки Ю.И. Романова отопительный сезон в этом году начался 28 сентября. К 15 часам были запущены все 15 городских котельных. 29 сентября они заработали в поселке Левжа, 2 октября – в Плодопитомническом. Запуск тепла в компании прошел успешно, безаварийно.

- Но ведь в указанные сроки не все жители радовались теплым батареям, некоторые мерзли в своих квартирах по нескольку дней, даже недель?

- Мы подводим тепло к дому, а обеспечивают им квартиры управляющие компании. Зачастую и их работа зависит от конечных потребителей – жителей. В системе отопления скапливается воздух, который необходимо выпустить. А доступ к квартирам не всегда оказывается своевременным. Так, например, проблемные дома №№ 62, 64 на улице Ленина. У них сложная внутренняя система водоснабжения. Краны Маевского находятся в верхних квартирах. Зачастую жителей сложно застать дома, чтобы все отрегулировать. Температура в этих жилищах повысилась в последнюю очередь. Но по состоянию на 18 октября вся система работала в штатном режиме, тепло пришло во все квартиры. Нареканий со стороны жителей нет.

- А если будут, куда лучше обращаться?

- В единую диспетчерскую службу 071. Сюда можно звонить по любым вопросами, связанным с проблемами по отоплению, электроснабжению, обслуживанию территории и др. В минимальный срок заявка будет передана по назначению и рассмотрена. Сейчас жалоб в наш адрес нет.

- Я бы даже сказала, наоборот, пока стоит теплая погода, в квартире слишком жарко.

- Да, люди говорят, что перетапливаем. Это проблема замкнутых систем теплоснабжения. Наши котельные вырабатывают комплексную тепловую энергию для горячей воды и отопления. Поэтому устанавливается температурный режим, необходимый для производства горячей воды. Мы ее подаем потребителям 60-градусную, для этого температуру сетевой воды нужно поддерживать 78 градусов. Хотя по настоящей погоде нужно бы удерживать 50, но тогда не будет горячей воды. Замкнутый круг. Выход из него есть – теплорегуляторы. Их можно установить внутри квартиры на батареях.

- Это можно сделать самостоятельно? Никакого разрешения не требуется?

- Теплорегуляторы применяются без специального разрешения, но их должны монтировать только специалисты соответствующих организаций. Самостоятельная установка может спровоцировать сбой в системе.

- Как проходила подготовка к отопительному сезону?

- У нас на обслуживании находятся 17 газифицированных котельных, 15 из которых в Рузаевке. В летний период мы производили их подготовку к отопительному сезону. Опрессовали 147,4 км сетей отопления, провели замену 1 км тепловой сети, сделали капремонт теплоизоляции на общей площади 1400 кв.м. В котельных заменили насосы, чугунные задвижки поменяли на стальные. Очистили водонагреватели во всех 12 центрально-тепловых пунктах. В четырех котельных заменили газовые горелки. Это позволяет работать более эффективно с минимальными затратами газа. На семи котельных установили новое оборудование КИП, вмешательство человека в его работу минимальное.

- Какие новые технологии используются в компании?

- В начале декабря ожидаем поставку новой модульной котельной стоимостью 3 млн. 200 тыс. рублей. Она полностью автоматизирована, поэтому оператор по ее обслуживанию не требуется. Установим мы ее в Юрьевке, вместо старой уже не эффективной, причем ближе к жилым домам. Это уменьшит тепловые потери в сетях, в общем, улучшится качество поставляемых услуг, а нам позволит экономить энергоресурсы. Также по «Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2011-2015 годы» мы реконструируем тепловые сети с применением современных трубопроводов «Касафлекс» и «Изофлекс».

- Александр Александрович, а с какими проблемами сталкивается компания?

- Основная проблема из года в год одна – огромные долги за оплату энергоресурсов. Так, на 1 октября за всеми управляющими компаниями числится задолженность в размере 99 млн. 227 тыс. рублей. Это огромные деньги, которые мы недополучаем, что не дает нам эффективно развиваться, реализовывать наши программы по улучшению качества поставляемых ресурсов. Приходится брать кредиты, чтобы в полной мере подготовиться к отопительному сезону и провести его безаварийно.

- Как конкретно ваши проблемы могут отразиться на жителях?

- Они могут остаться без горячей воды. Наши котельные работают на газу, а оплатить мы его не можем. Более 20% жителей имеют задолженности за оплату коммунальных услуг более чем за два месяца. В октябре газовики нам выносили предписание об ограничении подачи ресурса. Мы смогли собрать средства в срок и оплатить долги. За сентябрь компания уже должна 6 млн. руб, порядка 16 за октябрь. Вовремя не сделаем платеж, нам сразу прекратят подачу газа. Жители останутся без горячей воды. При этом пострадают и добросовестные плательщики.

- Александр Александрович, давайте теперь поговорим об электрических сетях. Какая работа ведется в этом направлении?

- Протяженность линий электропередач – 537,5 км. В этом году мы провели их капремонт на 9,5 км, поменяли 78 ветхих опор. В наш адрес поступали жалобы от жителей на качество электроснабжения, но в настоящий момент все проблемы решены. На предприятии  работает круглосуточная аварийная бригада.

- Вы говорите, все проблемы устранены, почему же бывают перебои со светом?

- В городе 84% линий электропередач закольцованы. Иногда мы выводим одну линию для ремонта, а на это время переключаем ее на другую. Но стараемся делать это ночью, чтобы минимизировать неприятности для жителей. Также наши линии в основном воздушные, поэтому подвержены всевозможным природным явлениям.

- Как часто сталкиваетесь с фактами хищения электроэнергии?

- Каждый месяц наши контролеры фиксируют 40-50 нарушений. Они караются штрафом. Если электросчетчик, например, намеренно выведен из строя, то хозяевам вместо обычных платежей в 500-600 рублей начисляют тысячи. Количество потребленных киловатт считается исходя из количества электроприборов, причем с учетом их круглосуточной работы. Так что незаконным способом сэкономить не получится.

- Бывают случаи, когда люди подключают мощные установки прямо на общую линию. Жители соседних домов от этого страдают?

- Конечно, ухудшается качество электроснабжения у тех, кто дальше по линии. Особенно оно страдает в домах в конце улицы. Бывает, по жалобам выезжает наша аварийная бригада вместе с контролерами, на линии напряжение повышается до нормы. Спустя время вновь снижается до 180 вольт. Так что виновником перебоев в сети может быть ваш сосед.

- Спасибо за интересную беседу.

 

Оксана РУЗМАНОВА