В консультационный пункт для потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» все чаще стали поступать обращения граждан по поводу их прав и обязанностей в сфере ЖКХ. Людям сложно самостоятельно разобраться в нормах постоянно меняющегося законодательства, регулирующего данную сферу отношений.

Дело в том, что на смену действовавшим с 2006 года Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307) пришли Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства  от 06.05.2011 г. №354). Новые Правила вступили в силу с 1 сентября 2012 года. Однако за последний год в них уже пять раз вносили изменения.

Новшества - с 1 октября

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 года № 824 с 1 октября 2013 года в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила) были внесены изменения.

Суть изменения касается порядка и сроков ввода в эксплуатацию приборов учета коммунальных ресурсов, а также их установки после ремонта, замены или поверки.

Напомним, что по смыслу указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

С 1 октября 2013 года для исполнителя вводится новая обязанность – осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки.

Для потребителя кроме обязанности по проведению проверок приборов учета, которая существовала ранее, теперь установлена обязанность направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета.

В Правилах установлено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги) осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Теперь четко регламентировано, что заявка должна содержать следующую информацию:

- сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

- тип и заводской номер установленного прибора учета, место установки;

- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

- показания прибора учета на момент его установки;

- дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Таким образом, потребитель должен указать в заявке удобные для него дату и время визита представителя исполнителя в целях ввода прибора учета в эксплуатацию.

Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

В случае, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время, и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее 15 рабочих дней со дня получения им заявки потребителя, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

Проверка прибора учета

В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

- соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

- соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

- наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

- работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета вышеуказанным требованиям, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

- дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

- фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

- решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

- в случае ввода прибора учета в эксплуатацию его показания на момент завершения процедуры ввода в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

- дата следующей поверки.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

Нововведением является установление в правилах случаев, когда прибор учета считается вышедшим из строя.

Признаками неисправности являются:

- неотображения приборами учета результатов измерений;

- нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

- механического повреждения прибора учета;

- превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

- истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя.

Порядок ввода в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в том же порядке, который предусмотрен для ввода в эксплуатацию нового прибора учета. Установленный прибор учета опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Дмитрий ПОПОВ,

главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в РМ в МО Рузаевка»