Обязана ли организация представить бизнес-план налоговым инспекторам по их требованию при выездной проверке, разъясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Михаил Аксенов и Дмитрий Игнатьев.

 

 

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Пунктом 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Из приведенных норм, на наш взгляд, следует, что при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы только те документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов, в отношении которых проводится данная проверка (входящих в предмет проверки). Данная позиция находит поддержку в судах (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2013 N Ф08-33/13 по делу N А15-1092/2012, ФАС Поволжского округа от 05.10.2012 N Ф06-6715/12 по делу N А65-34738/2011, ФАС Московского округа от 15.01.2010 N КА-А40/14964-09 по делу N А40-63055/09-111-364, Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07). При этом судьи исходят из того, что непредставление тех документов, ведение которых для целей налогообложения не является обязательным, не может повлечь привлечение к ответственности.

В то же время необходимо учитывать, что нормы НК РФ четко не определяют, какие документы следует считать необходимыми для налоговой проверки. Следовательно, данное понятие является оценочным. Поэтому суд в каждом конкретном случае на основе содержания документов и их назначения устанавливает, является ли запрошенный документ необходимым для проверки (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 N Ф05-660/12 по делу N А40-54137/2011).

Бизнес-план в общеупотребительном смысле представляет собой финансово-экономический план развития компании на определенный период и по своей сути является внутрифирменным документом, обязательное составление которого нормами действующего законодательства не предусмотрено. По нашему мнению, такого рода документы не могут подтверждать правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов.

С учетом изложенного считаем, что требование налогового органа о предоставлении бизнес-плана при осуществлении выездной налоговой проверки не основано на нормах НК РФ, поэтому может не выполняться организацией (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). В то же время не исключено, что данную позицию организации придется отстаивать в суде.

www.garant.ru