20 лет назад, 12 декабря 1993 года, после всенародного референдума была принята Конституция Российской Федерации. С тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.

Обратимся к предыстории Конституции в России. Как известно, она берет свое начало в первой четверти ХIХ века.  К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права.

Особый интерес представляют конституционные воззрения декабристов. Так, в конституционном проекте Н.М. Муравьева формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная – наследственному монарху, судебная – Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, провозглашались свобода слова, печати, вероисповедания, отмена сословных различий.

Но прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными. Законы империи выражали идею самодержавия, а конституция приводила к ограничению царской власти.

В истории современной России насчитывается пять конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года. Сроки действия прежних конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет.
Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Они развивались в соответствии с принципом преемственности – сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры пролетариата - рабочего класса.

Все конституции советского типа были в некоторой мере фиктивны. Это относилось прежде всего к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закреплённых в конституциях политических прав и свобод. Конституция 1993 года принималась в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и Президента. Переходная российская система начала 90-х годов и старая советская Конституция только способствовали развитию кризиса в стране.

В этих условиях принятие новой конституции должно было стать основой, которая способствовала бы установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции в предшествующие годы было подготовлено много. Основными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению Президента РФ. Последний вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.

Она придала характеристике сущности утверждаемого ею общественного и государственного строя строго правовое оформление. Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции 1993 года более четко проработаны нормы о разделении властей. И что самое главное, Конституция 1993 года впервые признала высшей ценностью права человека, а не идеологические догмы, и поставила на первое место демократические свободы и личные интересы граждан нашей страны.

Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. В качестве примера обратимся к новейшей истории нашей республики.

21 сентября 1995 года Конституционное Собрание, сформированное из депутатов Госсобрания Республики Мордовия, членов Правительства Мордовии, депутатов районных, городских представительных органов местного самоуправления, глав местного самоуправления всех уровней (всего 1285 человек), приняло новую Конституцию Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации.

С принятием новой Конституции в республике была создана прочная конституционная основа государственности. Сегодня Мордовия имеет на российском уровне имидж динамично развивающегося, политически стабильного региона. Она укрепила свой авторитет в стране и свои отношения с федеральным центром. В основе достижений лежит принятая 18 лет назад Конституция, изменившая политическое устройство республики и положившая начало созидательным процессам.

Конституция для России и Мордовии сегодня значит очень много. Она прежде всего вносит порядок и организа­цию в жизнь республики и страны, и, что особенно важно, определяет основы по­ложения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства.

Следует отметить и еще один немаловажный факт. Мордовский край на протяжении многих веков является зоной контакта трёх цивилизационных пластов, трёх миров - финно-угорского, славянского, тюркского. Здесь сложились дружеские, комплиментарные отношения между народами. Подчёркивая это, законодательно оформляя практику жизни, Конституция Мордовии провозгласила: «Единственным источником власти в Республике Мордовия является многонациональный народ, проживающий на её территории». Тем самым экстремистам,  пытающимся играть на национальных чувствах, был поставлен правовой заслон.

Так, 1993 год прочно вошел в новейшую историю России как переломный, а принятая в этом году Конституция знаменовала собой новую, поворотную веху в развитии страны. Конституция была особо значима и в истории мордовского края: она дала мощный толчок для дальнейшего развития мордовской государственности, становления гражданина в рамках независимого государства – Российской Федерации.

С. Родионов,

депутат Государственного Собрания РМ