Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика.
Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Это и непосредственно образовательная деятельность, и цикл бесед, и прикладное творчество, но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир!
В своей работе с детьми я стараюсь раскрыть их способности с малых лет. Чтобы каждый ребенок нашел путь к себе, поверил в собственные силы, осознал радость жизни, творчества, созидания, чтобы уважал себя и других людей, жил в ладу со своей совестью, чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая ауру любви и милосердия.
Я провожу с детьми целевые прогулки по ближайшим улицам: организую наблюдения за горожанами, их трудом по благоустройству города; целевые прогулки к памятникам боевой славы по улицам, носящим имена героев ВОВ, экскурсии к памятным местам.
Еще один вид деятельности – это чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме. Большое внимание уделяю беседам с детьми: где они побывали и что знают о своей Родине, своей республике, городе.
На непосредственной образовательной деятельности дети узнают о наличии собственного «Я», учатся оценивать свои поступки, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера. Любовь, добро, дружба – эти простые слова в непосредственной образовательной деятельности обретают новый смысл, становятся «волшебными». Дети через игру, обсуждения прочитанного, рисунки постигают сложную науку жизни. Непосредственная образовательная деятельность: «Волшебники добра», «Моя семья», «Природа родного края», «Ласковые слова», «Радуга любви» проходила в атмосфере доброжелательности, взаимной заинтересованности, уважения к мнению каждого.
Личностями не рождаются – ими становятся. В этом сложном процессе участвуют не только общество, его воспитательные и образовательные учреждения, но и семья. В этой работе я стараюсь как можно чаще привлекать родителей. Ведь родители составляют первую общественную среду ребенка. Для того, чтобы изучить отношение родителей к проблемам воспитания своих детей, я провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, я пришла к выводу, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями своего народа, культурой поведения и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Беседы родителей о том, чтобы город был нарядным и чистым, оставляют глубокий след в душе ребенка, прививают заботливое и бережное отношение к родным местам. Вместе с родителями собрали неплохую аудиотеку и видеотеку для слушания с детьми музыкальных произведений о родной земле, для показа детям фильмов о подвигах русских людей. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию детей я стараюсь заинтересовать их усвоением традиционных культурных эталонов, а также их родителей и сотрудников детского сада.
Елена Хабарова,
воспитатель детского сада №13