Найти свое призвание, определиться с выбором жизненного пути – дело совсем не простое. Одним требуется для этого несколько лет, другим не хватает и целой жизни, чтобы понять, в чем заключалось это самое призвание. Но есть такие редкие случаи, когда человек с раннего детства знает, чему посвятить себя в будущем. Это в полной мере относится к моему дедушке, Ивану Петровичу Козину. 
Рабочие будни
Дедушка родился в 1934 году в простой рабочей семье: его отец был часовых дел мастер и очень хотел, чтобы старший сын пошел по его стопам. Однако этому желанию не суждено было сбыться. Маленький мальчик убегал из дома и целыми днями пропадал на железнодорожном вокзале. Он мог часами смотреть на пугающие, но одновременно такие притягательные громады поездов, следить за проворной работой путейцев, вглядываться в сосредоточенные лица машинистов, представляя себя на месте этих серьезных, знающих свое дело мужчин. Так и началась любовь, которую дедушка пронес через всю свою жизнь, - любовь к железной дороге.
Тогда, в непростые послевоенные годы, не было представления о том, что такое карьера и как ее строить - каждый просто честно выполнял свою работу. Трудовую деятельность начинали с самых низших должностей, а затем, благодаря старанию и упорству, достигали значительных высот в профессии. Дедушка не стал исключением: в 1951 г., после окончания 7 классов школы, он поступил в Рузаевское ЖУ-№1 (впоследствии ПУ №25 им. Байкузова) и одновременно начал работать кочегаром паровоза. Этот тяжелый, изнурительный труд стал начальным этапом его профессиональной деятельности, своего рода отправной точкой для дальнейших успехов. По окончании учебы дедушку назначают на должность помощника машиниста паровоза. С 1955 по 1958 гг. он несет армейскую службу в Хабаровском крае. За это время происходит электрификация железных дорог, поэтому по возвращении из армии дедушка становится помощником машиниста электровоза. Затем его направляют на обучение в Пензенский железнодорожный техникум, после чего он становится машинистом электровоза 2 класса, в 70-е гг. - машинистом электросекции, а в 1989 г. - машинистом электровоза 1 класса. В 80-е гг. дедушка уже как опытный производственник выполняет обязанности дежурного по депо. В коллективе, ко всему прочему, его знали как общественного инспектора по безопасности движения поездов и талантливого наставника молодежи. Уйдя на пенсию, дедушка продолжил работать – не просто оказалось оставить дело, которое за многие годы стало его истинным призванием. Его назначают начальником угольного склада в Саранске, и вновь он погружается в ежедневную, ставшую такой родной и такой необходимой железнодорожную суету рабочих буден.
Не терпел равнодушия
В общей сложности дедушка посвятил любимой работе 44 года. Все это время он не просто добросовестно выполнял свои обязанности, но и активно участвовал в жизни коллектива, благодаря чему снискал почет и уважение коллег и руководства локомотивного депо, а также получил звание ветерана труда.
Дома бережно хранятся дедушкины награды: медали за трудовые заслуги, почетные грамоты за внесение рациональных предложений, знак почета как победителю социалистического соревнования, часы, врученные начальником Куйбышевской железной дороги за многолетнюю безаварийную работу, а еще одна пара часов за предотвращение хищения грузов и крушения поезда.
Даже после выхода на пенсию дедушка вместо того, чтобы вести спокойную, размеренную жизнь рядового пенсионера, становится членом совета ветеранов локомотивного депо, заботясь о том, чтобы проблемы людей, которые так же, как и он, много лет отдали работе на железной дороге, были решены.
Просто дедушка не терпел равнодушия и не позволял быть равнодушным ни себе, ни окружающим. Он не понимал, как можно безучастно проходить мимо чужой беды, спокойно смотреть, к примеру, на то, что на их улице нет дороги, и в весенне-осеннюю слякоть к домам, где живут в основном пожилые люди, не проехать даже машине скорой помощи; на то, с каким открытым безразличием относятся к старикам в медицинских учреждениях; на то, как одаренная молодежь, получив высшее образование, годами не может найти работу по специальности, зато «бездари и прогульщики», выражаясь словами дедушки, занимали весьма высокие должности. Дедушка сильно переживал, когда зачастую его попытки найти правду, добиться справедливости разбивались о бюрократизм чиновников и общественную безучастность.
Мудрый советчик
С детства мы привыкли, что с дедушкой не бывает скучно: в запасе у него всегда найдется пара затейливых историй – реальных случаев, произошедших с ним во время бесчисленных поездок. Собравшись всей семьей за чашкой чая, мы, открыв рты, слушали эти истории, которые казались нам, ребятишкам, волшебными приключениями. Дедушка всегда любил говорить о работе: благо, было с кем обсудить последние новости - внуки пошли по его пути, работают помощниками машиниста. У него четыре внука и три правнука.
Для меня дедушка – и мудрый советчик, и надежный помощник, и главный ценитель моих успехов, и справедливый критик. Кто, как не он, искренне переживал, когда что-то не получалось, и от души радовался каждому моему достижению! Кто, как не он, с таким нетерпением ждал каждого моего приезда и готовился к нему словно к празднику! Кто, как не он, невзирая на преклонный возраст, самочувствие, расстояние, время суток и погоду, по первому зову был готов явиться и сделать все возможное, чтобы нам, его детям и внукам, было хорошо!
14 декабря 2013 года дедушки не стало, но в памяти вновь и вновь возникает образ дорогого мне человека: задорная улыбка на жизнерадостном лице, твердая, уверенная поступь, глаза, наполненные добротой и заботой о родных людях. И, кажется, сейчас он, как прежде, сядет за руль своих стареньких «Жигулей» первой модели, обернется, весело подмигнет и как раньше скажет: «Ну что, поехали?»
Надежда ПОЛУЕШИНА,
аспирантка Российской академии народного хозяйства
и госслужбы при Президенте РФ