Каждая мама с огромным нетерпением ожидает первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребенка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что же должен уметь ребенок в 2-4 года, 5-6 лет?
К 1,5-2 годам ребенок может говорить примерно 50-70 слов, в основном, это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; личные местоимения. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например: “ко” или “моко” вместо молоко. К 2 годам в речи малыша должны появиться простые предложения, просьбы: “Мама, дай мяч. Хочу пить сок!”. Дети 3 лет уже говорят развернутыми предложениями, задают много вопросов, с удовольствием заучивают стишки и песенки, потешки и считалки. К 4 годам малыш использует в речи сложноподчиненные предложения: “Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные”, рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали. К 5 годам в речи ребенка улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок.
- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода.
- Читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелание, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил, рассматривайте картинки, сопровождая словами: “Кто это? Что делает?...”
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на “детский язык” сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми
Желаю успехов вам и вашему малышу!
Ольга Кулакова,
учитель-логопед, детский сад № 11