С Вячеславом Дмитриевичем Внуковским я знаком давно. В 2000 году брал у него свое первое интервью для «Рузаевской газеты». Тогда получился материал, который до сих пор считаю одним из самых удачных в моей студенческой практике. Поводом для очередной встречи с другом-художником стала его персональная экспозиция, которая в конце прошлой недели открылась в Выставочном зале.


Тем, кто еще не знаком с В.Д. Внуковским, будет интересно узнать, что он является единственным живописцем Мордовии, которому выпала честь стать членом Союза художников, не имея специального образования. Единственным «университетом» Вячеслава Дмитриевича стал изокружок клуба железнодорожников им. А.В. Ухтомского, которым в 60-е руководил легендарный В.Д. Морозкин, воспитавший практически всех рузаевских живописцев-профессионалов. За врожденный талант к изобразительному искусству сегодня все они часто называют своего недипломированного коллегу «рузаевским самородком», подчеркивая особое уважение к авторскому стилю и мастерству.
Открывая свой вернисаж, Вячеслав Дмитриевич вспоминает, что на самом деле интересом к изобразительному искусству он проникся раньше, чем поступил в клубный изокружок.
- Живописью увлекался отец. Благодаря ему запах художественной краски до сих пор ассоциируется у меня с самыми счастливыми, беззаботными днями детства и юности, – говорит он, указывая на изображение фронтовика-отца с орденом Славы в руке. Справа от картины еще один момент биографии – мать художника, Мария Ивановна Богомолова. Это единственные портреты на выставке, написанные художником с большой любовью.
Как отмечают искусствоведы, особую художественную ценность представляют пейзажи Внуковского. Они невероятно трепетные, мягкие и открытые миру. Впрочем, как и сам их автор, прошагавший со своим этюдником не один десяток километров по берегам Мокши, Иссы, Суры, а также по живописнейшим местам Рузаевского района.
Выставка «Тихая моя Родина» стала квинтэссенцией творческого потенциала пейзажиста Внуковского разных лет. Вместе со знакомыми картинами посетители смогут увидеть немало свежих работ. В их числе, например, «Речка Исса. Разлив» – масштабное полотно, которое ранее в картинных галереях не выставлялось.
Также можно будет пофилософствовать над самой знаменитой работой рузаевского мастера под названием «Воронье время». Она была создана в начале века и трижды участвовала во всероссийских экспозициях в Москве. У этой работы много смыслов. Художник И.И. Сидельников увидел в ней извечный мотив единства живого и мертвого. Его коллега В.И. Колмыков ассоциирует изображение с человечеством, взывающим о помощи, в переломные 90-е годы. Сам же автор признается, что в первую очередь пейзаж повествует о войне. С ее одиночеством, отчаянием, унынием и одновременно надеждой.
- Я считаю, что настоящий художник должен не только восхищаться гармонией природы, запечатлевать живописные моменты, но и задавать извечные вопросы бытия и места человека в мире. Иногда этот смысл лежит на поверхности, а иногда – сокрыт в недрах, - рассказывает Вячеслав Дмитриевич.
Этот сакральный смысл он и пытается отыскать в своих работах. Иногда философски-прямолинейно как в «Вельзевуле» или «Чудо-ребенке», а иногда опосредованно через внутреннюю динамику и состояние природы родного края. Но как бы то ни было, созерцание изобразительных образов и метафор Внуковского всегда вызывает массу эмоций и свежих впечатлений. Самостоятельно убедиться в этом посетители выставки смогут вплоть до мая. А после – освежить воспоминания, заглянув в творческий альбом художника, издание которого готовится в типографии «Рузаевский печатник».
Алексей Дрожжин