Мы уже писали в нашей газете о том, что 2014 год стал юбилейным для детской художественной школы Рузаевки (она отметила свое сорокалетие). Этому событию был посвящен большой материал «Здесь рождаются таланты», в котором рассказывалось и о знаменитых учениках, прославивших впоследствии наш город далеко за его пределами. А один из них - художник Александр Фадеев вот уже тринадцать лет живет и работает в Париже. У нас была возможность пообщаться с его родной сестрой – директором лицея №4 Т.В. Дуденковой. Она и рассказала нам о своем брате, парижском художнике из Рузаевки…

Семья

Родился будущий живописец в 1966 году в многодетной семье коренных рузаевцев – Любови Алексеевны и Василия Васильевича Фадеевых, и был самым младшим - пятым ребенком.

- Наш папа сам построил дом, который находился бы сейчас в пятистах метрах от нового Свято-Троицкого Соборного храма, - начала свой рассказ Татьяна Васильевна. – В настоящее время ориентиром для меня являются две липки, растущие на улице Маяковского. Напротив этого места и стояла наша калитка. Я с большой теплотой вспоминаю свое детство, а старожилы этой улицы прекрасно помнят нашу семью. Наши родители, которые сами постоянно трудились, во главу угла воспитания своих детей ставили, конечно же, труд. Именно так нас готовили к будущей самостоятельной жизни. Мы никогда не разделяли работу на мужскую и женскую. Мальчики (в семье два брата) умели и варить, и стирать, и корову доить. Равно, как и сестры, могли и косить, и ухаживать за скотиной, и пилить, и если понадобится, гвоздь забить!

Фадеевы содержали большое хозяйство: корову, телят, поросят, кур, гусей, а также огород и сорок соток пашни под картошку. При всем при этом каждое лето большое семейство выезжало в деревню к бабушке, но не для того, чтобы отдохнуть. Любовь Алексеевна работала главным бухгалтером в колхозе «За Родину» и поэтому в летние каникулы дети могли заработать себе на новую форму, обувь или что-то еще, пропалывая и поливая колхозные борозды. В августе переходили на ток – перебрасывали, сушили зерно и не забывали про свою картошку.

– Следующим важным пунктом нашего воспитания было чувство взаимной поддержки, – говорит Т.В. Дуденкова. – Родители учили нас, что только тогда, когда мы все вместе и друг за друга, сможем преодолеть любые трудности. Мы всегда были очень дружны. Правда, игрушек в своем детстве я не помню, но очень хорошо запомнила, как мы играли в «школу», а также устраивали концерты. Со всей улицы к нам приходили дети, чтобы поучаствовать в игре. Сейчас, встречаясь с бывшими соседями-друзьями, частенько вспоминаем об этих моментах. Впоследствии, когда мы по очереди окончили школу, ни у кого не возникло вопроса: куда пойти учиться. Все сестры стали учителями, а если подумать, то и Саша также может преподавать.

Рассказывая о младшем брате, Татьяна Васильевна отметила, что его всегда жалели, так как он был самым маленьким в семье. Однако мама была строгая, и ни от какой работы его, конечно, не отстраняла.

Первые шаги

На вопрос, когда впервые проявились художественные способности у Александра, Татьяна Васильевна ответила, что, по воспоминаниям мамы, это случилось, когда ему исполнилось три года.

Саша тогда пошел в детский сад.  Она припомнила такой случай: в дошкольное учреждение на какое-то открытое мероприятия были приглашены педагоги из других учебных заведений (оценочная комиссия). Для них также была представлена выставка с работами маленьких воспитанников. Приглашенные очень внимательно рассматривали «экспонаты», как вдруг напротив одной поделки вышла непонятная заминка. Кто-то из посетителей высказал мысль, что это работа не ребенка, а взрослого, и ее можно было бы не выставлять. Тогда воспитательница подозвала Сашу и попросила его что-нибудь слепить для гостей. Будущего художника (по воспоминаниям сестры) всегда отличал ровный и добродушный характер. Малыш подошел, взял в руки кусок пластилина, помял его и аккуратно поставил на стол крохотного цыпленка. Причем он был очень похож на настоящего! Взрослые ахнули и еще долго высказывали свое восхищение. Именно тогда воспитатели детского сада сказали маме маленького Саши, что он по-настоящему одарен от природы! И нужно обязательно развить этот талант. Далее, когда он пошел в школу (СОШ №5), учительница начальных классов также указала родителям на талант их сына к рисованию. Но он был еще очень мал, а водить Сашу в художественную школу было некому. И вот, наконец, в пятом классе его приглашают в школьную редколлегию – рисовать стенгазету. Помогала начинающему художнику одноклассница Оля, которая на тот момент посещала Рузаевскую детскую художественную школу, она и уговорила тогда соседа по парте пойти на занятия в «художку».

Мудрый наставник

Наконец, Александр оказался в родной и близкой для него стихии, а самое главное, рядом был опытный и мудрый учитель – В.И. Колмыков. Он сразу разглядел в новом ученике недюжинные способности, которые особенно проявились после первых летних каникул. Как обычно, Владимир Иванович давал своим ученикам летнее задание: рисовать все, что они считают для себя интересным. Татьяна Васильевна вспоминает, что Саша воспринял это не как «обязаловку», а напротив, взялся за него с огромным удовольствием. Как обычно, Фадеевы проводили лето в деревне, и было на что обратить внимание зоркому глазу художника. Саша перерисовал все, что его интересовало, какие-то церквушки, покосившиеся избушки, деревья, птиц, животных, своих родных и знакомых. 1 сентября он вернулся в художественную школу с огромной папкой летних работ, Владимир Иванович был поражен количеством сделанных Александром набросков.

По прошествии многих лет, уже состоявшимся живописцем, Александр Фадеев говорил, что учеба в детской художественной школе сыграла для него огромную роль. В.И. Колмыков разглядел незаурядные способности своего ученика. Так что у Саши не было сомнений по поводу своей будущей профессии. И когда пришла пора выбирать учебное заведение, то по совету  наставника юный Фадеев поехал поступать в Чебоксарское художественное училище.

Трагический провал

И вот пятнадцатилетний юноша отправился на свои первые экзамены, которые проходили довольно далеко от дома. Все специальные предметы он сдал на отлично, а вот диктант написал на два! Это был настоящий провал и шок. Убитый горем Александр вернулся домой.

- Я помню, какой трагедией стала для Саши невозможность продолжить обучение, - вспоминает Татьяна Васильевна.- Недели две он ходил как потерянный, а глаза просто не просыхали от слез. Ведь он так хотел заниматься любимым делом…

Сдача экзаменов проходила в июне, а в августе в доме Фадеевых раздался телефонный звонок: звонили из Чебоксарского художественного училища! Родителям сообщили, что аттестационная комиссия, пересмотрев еще раз экзаменационные работы их сына, решила все-таки зачислить Александра Фадеева в свое учебное заведение. Радости Саши не было конца! Он стал студентом прославленного художественного училища.

Победа таланта

Подросток отправился учиться в далекий город. Жить ему предстояло в студенческом общежитии. Здесь-то и пригодились те навыки самостоятельной жизни, к которым его готовили дома. Четыре года пролетели незаметно, родители дважды приезжали на его персональные выставки, общались с педагогами. Сам Александр был в полном восторге от училища и преподавательского состава, мог часами рассказывать родным о своих учителях, не забывая и о первом наставнике. Прав оказался Владимир Иванович, посоветовав однажды юноше поступать именно в это училище.

Окончив учебное заведение в Чебоксарах, Александр отправляется в Москву, чтобы продолжить обучение в художественном институте им. В.И. Сурикова. И снова экзамены, и опять тот же результат – специальные предметы сданы на отлично, сочинение - на два!

- Учитель русского языка и литературы СОШ №5 Ф.К. Андрианов говорил, что у Саши какая-то природная безграмотность. Он очень страдал по этому поводу, - вспоминает Татьяна Васильевна.

И снова повторилась та же история: в июне в вуз его не приняли, а в августе позвонили из Москвы и объявили о зачислении Александра Фадеева в Государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова! Но через год обучение пришлось прервать: молодого человека призвали в армию.

Служил Александр (по словам сестры) в штабе какой-то засекреченной части Приволжского федерального округа, где занимался картографией. А в свободное от армейских обязанностей время рисовал портреты своих сослуживцев и командиров. Много благодарственных писем получила тогда Любовь Алексеевна с места службы сына.

Студент Академии

После армии Александр Фадеев возвращается в Суриковский институт. Но к тому времени его преподаватель, профессор, народный художник СССР И.С. Глазунов создает Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества, куда приглашает студентов, прошедших огромный конкурс, в их число попал и Александр Фадеев. В то время учеба полностью поглотила его, Александр трудился, забывая про время, любимое дело – живопись, всецело овладело им.

В каталоге «Первая выставка Всероссийской Академии живописи ваяния и зодчества» были представлены лучшие работы преподавателей и дипломные – студентов. В него вошла и живописная работа Александра - «Выселение кулаков в Сибирь». Представляя на выставке картины своих учеников, Илья Глазунов сказал: «Мы надеемся, что вы порадуетесь тому, как талантлива наша молодежь, как она серьезна и как много она может».

Т.В. Дуденкова также вспоминает, что младший брат всегда говорил, что ему посчастливилось обучаться у прекрасных педагогов – больших профессионалов и неординарных личностей.

После окончания Академии Илья Глазунов приглашал Фадеева остаться преподавать в своем вузе, но он выбрал путь свободного художника. В то время Александр много своих картин выставлял на продажу в специальных салонах Москвы, где их покупали состоятельные люди. Их часто посещали иностранцы, они приобретали картины и делали новые заказы молодому художнику. Однажды один из таких посетителей решил лично познакомиться с мастером и сделал ему заказ, для выполнения которого требовался выезд за границу.

- Получалось так, что он никогда не был без работы, - говорит Татьяна Васильевна, - ему поступали все новые и новые предложения. И в один прекрасный момент его пригласили на реставрационные работы в Париж, которые требовали довольно продолжительного времени. К этому моменту Александр был уже женат и у них с супругой появился малыш. Было принято решение выехать во Францию всей семьей.

С этого времени прошло уже тринадцать лет, во Франции у Фадеевых родилось еще двое детей. Стоит немного поподробнее рассказать о семье А. Фадеева. Его жена Ада – москвичка. Училась также в Академии И. Глазунова на искусствоведческом отделении. В совершенстве владеет восемью языками. В настоящее время она домохозяйка, занимается воспитанием троих сыновей: Николая, Ивана и Германа. Старший сын окончил школу и сейчас учится в колледже, владеет четырьмя языками, прирожденный «технарь», увлечен Японией. Средний – Ваня увлекается футболом, младший - Герман просто замечательно учится. По роду своей деятельности Александр Васильевич работает не только во Франции. Его приглашают в Италию, Грецию, Южную Корею, он даже расписывал дворец шейха из Арабских Эмиратов. Занимался росписью храмов в разных странах мира. Кстати, по словам Татьяны Васильевны, с Александром вел в свое время переговоры митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий по поводу росписи Свято-Троицкого Соборного храма. Но пока точной информации нет. Хотя Александр Васильевич очень бы хотел оставить частичку своей души в родном городе, тем более, что дом, в котором он вырос, находился когда-то рядом с этим местом.

Ирина ДОКИНА.

Фото из архива Т. Дуденковой и А. Демидова