Равиль Кулаев – самый оригинальный гармонист в Мордовии

Этого колоритного татарина в национальной тюбетейке, с гармошкой в руках и неизменным спутником – уникальным свистком-соловьем – рузаевцы знают по муниципальным и региональным фестивалям «Играй, гармонь!». В этом году уроженец Тат-Пишли Равиль Кулаев удостоился звания самого оригинального исполнителя народных наигрышей республики.

«Пройдут года, и я еще сыграю!»

- Равиль, брось. У тебя ничего не получится, - отрезал отец, видя неистовые потуги шестилетнего мальчугана, пытающегося извлечь музыку из «казанки». В руках Ибрагима гармонь оживала. Стоило растянуть меха, как она начинала заливаться такими замысловатыми мотивами, что тело бросало в жар, а кожа покрывалась мурашками.

Сыну инструмент не поддавался. От того, что звуки не хотели выстраиваться в мелодии, на глазах наворачивались слезы.

- А ну, показывай снова! – скомандовал раздосадованный паренек.

В ответ отец снял с правой стороны гармони трещотку и в нужные отверстия приклеил кусочки газеты с обозначениями, на какие клавиши следует нажимать. И толи это нехитрое пособие помогло, толи врожденное упорство сказалось, только «казанка» запела.

Радости не было предела. Четыре дня подряд на крылечке родительского дома Равиль как заведенный выводил «Барыню». Потом репертуар обогатили страдания, национальные татарские наигрыши и «Калинка». Им тоже обучил отец. А еще он показал, как правильно растягивать и собирать меха, подбирать нужные ноты, а главное - чувствовать красоту звучания народного инструмента.

- У каждой гармони - своя душа. Она, будто живой человек, может грустить и радоваться, плакать и смеяться. Не всякому дано это почувствовать, - поучал он.

Равилю Кулаеву это удалось. К 12 годам он не только легко справлялся со знакомыми мелодиями, которые доносились из соседских патефонов, но даже выступал в качестве свадебного аккомпаниатора. В то время все рабочие, возвращающиеся после смены с пичкиряевской электрички, часто слышали, как играет тат-пишленский гармонист-самоучка.

А когда на улице темнело, соседи приходили к Кулаевым смотреть телевизор. Кто на скамейках расположится, а кто прямо на пол сядет. Народу собиралось много. Особенно всем нравились передачи с народными песнями и плясками. Зрители не уставали восхищаться талантом артистов, а Равиль думал про себя: «Пройдут года, и я тоже так научусь». Так и вышло. Он пляшет и играет, а люди аплодируют.

Человек-оркестр

Сегодня Равиль Кулаев восхищает зрителей республики виртуозной игрой на гармонях всех мастей, а еще - аккордеоне, баяне, губных гармошках, дудках, свистках и других музыкальных инструментах. За артистическую многоплановость коллеги даже прозвали его «человеком-оркестром».

Своеобразной визитной карточкой стал фирменный кулаевский свисток-соловей, который в 1998 году он смастерил, когда пас стадо. Самодельный инструмент звучит настолько похоже на птичий щебет, что окрестные соловьи путают его с трелями сородичей и голосят в ответ. Теперь на необычном духовом инструменте Равиль Кулаев подыгрывает своей гармошке, чем не перестает изумлять публику республиканского фестиваля гармонистов, а их дуэт с исполнительницей татарских песен Шафикой Неясовой традиционно признается одним из лучших номеров концертной программы.

Этой весной на республиканском фестивале народного творчества «Играй, гармонь» Равиль Кулаев удостоен специального диплома за оригинальное исполнение национальных наигрышей. Теперь он мечтает, чтобы, кроме собирающего народные таланты Сабантуя, в Мордовии появился особый фестиваль для татарских гармонистов.

- В татарских селах немало талантов. Я, к примеру, знаю несколько рузаевских исполнителей, которые смогли бы отлично выступить на подобном фестивале. Например, Афуза Гаулина, которая в свои 72 года сохраняет бодрость духа и хорошо владеет инструментом. Она могла бы дать фору даже некоторым молодым гармонистам, - рассказывает Кулаев.

А еще он говорит, что хорошая гармонь способна исцелять душу и тело. Вспоминает случай, когда вышел на сцену с высокой температурой. Играл так, что пот в три ручья лил, а на следующее утро проснулся абсолютно здоровым. Все как рукой сняло.

- Гармонь - как женщина. Если обращаться с ней бережно, с нежностью, любовью и лаской, то она обязательно ответит взаимностью, – продолжает гармонист, поглаживая любимицу, благодаря которой стал не только популярным артистом, но и желанным гостем на любом семейном торжестве. Какая ж свадьба без гармони?

Первая и единственная

В личной коллекции Равиля Кулаева не меньше полусотни гармоней, привезенных из разных уголков страны. Ливенки, хромки, тальяночки, черепашки, гармошки казанские, шуйские, тульские, белорусские, мастеровые, заказные, фабричные, 2-х, 3-х, 4-голосные – всех и не перечислишь. Самому старому инструменту более ста лет. Это уникальная шестипланковая гармонь, отличающаяся от остальных по отделке, подъему и звучанию.

- Гармонистами особо ценятся инструменты, изготовленные мастерами-кустарями по индивидуальному заказу. Каждая такая работа неповторима и несет особую теплоту ремесленника. В моей коллекции есть интересные экземпляры, сделанные Зориным, Комисаровым, Калашниковым – именитыми мастерами, славящимися на всю Россию. Поэтому у меня часто хотят их купить, предлагая хорошие деньги. Но у меня принцип - товарищей не продаю, - категорично заявляет Кулаев.

Но среди множества коллекционных ценностей есть та, которая стала милее прочих. Первая. Отцовская. Чей неповторимый мотив до сих пор звучит в голове. И пусть восемь лет назад, когда родителя не стало, она потеряла свой голос, теплится надежда, что инструмент будет восстановлен и отцовская «казанка» снова запоет. Так, как это было в детстве.

Алексей Дрожжин